Надпись "ЕС с тобой" украшает офис Европейского Союза в Скопье, столице Северной Македонии. Фото Reuters
Как выглядит карта мира для молодого поколения македонцев? По мнению элиты, СМИ и части академического сообщества, компас указывает только на Запад. Политики говорят, что солнце всходит на западе. «НАТО» и «ЕС» – понятия новой светской религии, которые не могут подвергаться критике или сомнению. На самом деле даже то, что я публикуюсь в российской газете, делает меня подозрительным персонажем.
Мир разделен по принципу «Запад и остальные», а точнее – «Запад против остальных». А кто эти «остальные? Это страны, населенные «драконами» (согласно латинскому выражению hic sunt dracones). Эти страны уподобляют «темной стороне Луны». Неизвестной, далекой, полной угроз и насилия. А тот факт, что маленькую бедную страну насильно заставили изменить название на Северную Македонию во имя присоединения к НАТО, говорит, что якобы это не было насилием.
Согласно официальной версии, угроза исходит от «остальных». Даже четко выраженная воля референдума 2018 года – то есть его массовый бойкот – была истолкована как результат российского влияния. Наше право на самоопределение и действие было попрано. Согласно популярной поговорке: бьют, а плакать не дают! А протест интерпретируется как «русский след».
Македония живет в матрице TINA (There Is No Alternative – «Альтернативы нет»). Все, что приходит с Запада, нужно принимать как лучшее. У страны нет внешней политики, она делает то, что ей скажут Вашингтон и Брюссель.
Македонские войска принимали участие во всех авантюрах США и их союзников – от Афганистана до Ирака. Последние новости Минобороны: в Латвию направлен военный контингент для защиты Европы (НАТО). От кого? Конечно, от России. Если НАТО прикажет, Скопье пошлет войска и против Китая. Если бы это не было трагедией, это было бы просто смешно. Поставленная под зонтик НАТО Македония теперь повсюду видит врагов и силы, которые могут им противостоять. Из мирной страны мы превратились в базу наемников.
Зачем нам ненавидеть Россию? Попытки принудить к этому вызывают тревогу у каждого разумного человека. В Югославии нас учили любить мир, быть солидарными с обездоленными, мы были на стороне антиколониальных движений, разнообразие было ценностью. Самое главное – мы не искали врагов, мы искали и находили друзей. Я никогда не была в России (или в СССР), но я выросла с Есениным, Цветаевой и Пушкиным, а также с Чеховым, Толстым и Достоевским. И не только с ними... Вся мировая литература была в пределах досягаемости. Я училась грамоте по «Сказкам народов мира».
Повзрослев, я стала свидетелем смерти страны. Границы были перекроены, новые стены созданы. И физические, и психологические. Детей заставили петь «НАТО, НАТО, ты наше злато». Конечно, я учу своих студентов по карте всего мира, стараюсь пробудить в них любознательность и критическое мышление, чтобы противостоять этой пропаганде. Но многие из них планируют покинуть эту растоптанную страну без названия и перспектив.
Колонизация разума и гегемония пропаганды – вещи, с которыми я сталкиваюсь каждый день. Хорватский философ Борис Буден так характеризует произошедшее с моим поколением югославов: после падения социализма начался процесс коллективной инфантилизации. Нас превратили в «детей», изучающих алфавит демократии, как будто мы раньше никогда ничего не учили и не знали. Зрелое поколение у нас испытывает чувство обиды и унижения от того, что нас «приобщают к цивилизации» с тем, чтобы мы «наконец» стали европейцами.
Недавно мне попалась книга теоретика колониализма Хамида Дабаши «Могут ли неевропейцы думать?». Из нее следует, что мы, видите ли, «недостаточно европеизированные» люди, и поэтому нам не позволяют думать. Нет, мы, конечно, можем думать и писать, но на это не стоит обращать внимание. Интеллектуальная колонизация привела к разложению и девальвации наших собственных ценностей. Говорить правду в наше время – это поистине революционный поступок.
Не раз на международных конференциях, на которых я высказывала то, что думала (об их европеизации), мне говорили: «Неблагодарные! Разве вы не видите, сколько мы в вас вложили?!» А результат этих «вложений» – общество с кастрированным духом, лишенное самосознания; элиты, которые говорят, что мы должны «войти в ЕС» даже ценой самоликвидации как нации.
Я принадлежу к умирающей нации, потому что после Преспанского соглашения об изменении названия, навязанного в 2018 году, и вопреки воле народа я стала частью недавно зародившейся нации – «северных македонцев», – лишенной истории, коллективной памяти, культурных и самобытных атрибутов во имя «высших целей». Патриотизм объявляется опасным, национализм приравнивается к фашизму.
Тем не менее Евросоюз закрыт и останется таковым для нас, «несовершеннолетних». И здесь, на периферии Европы, мы живем в пустыне постсоциализма на обломках неолиберальных реформ. Как и в «Игре престолов», теперь нам предоставлена роль «защитников» Запада то ли от предполагаемого российского вторжения, то ли от китайской угрозы, то ли от сил зла из Ирана и т.д. Защищая Запад, мы победили сами себя.
комментарии(0)