Фото Reuters
Нынешний глава Социал-демократической партии Германии Олаф Шольц приведен к присяге в качестве нового – девятого по счету – федерального канцлера. Формально это подведет черту под 16-летним периодом правления Ангелы Меркель и станет точкой отсчета функционирования новой правящей коалиции, в которую впервые в истории ФРГ входят не две, а три политические партии.
Речь идет о коалиции «Светофор», куда помимо СДПГ входят «Союз 90/Зеленые» и Свободная демократическая партии (СвДП). На днях все три партии провели внеочередные съезды. На них большинством голосов (СДПГ – 99%, СвДП – 92%, «Союз 90/Зеленые» – 86%) было одобрено вхождение в коалицию парламентского большинства.
Однако еще задолго до этого многие наблюдатели задавались вопросом, насколько устойчивым является «Светофор». Ведь еще на стадии переговорного процесса о создании трехпартийной коалиции были отчетливо видны разграничительные линии, в свою очередь, обусловившие «неудобные» компромиссы, на которые были вынуждены идти стороны. Это нашло свое отражение не только в конечном результате – распределении портфелей, но и ряде положений коалиционного соглашения.
В качестве примера последнего можно привести отсутствие какого-либо упоминания в нем о газопроводе «Северный поток – 2». Это несмотря на то, что ранее (особенно в период избирательной кампании в Бундестаг) отношение к нему являлось одним из основных пунктов полемики между партнерами по нынешней правящей коалиции.
При этом именно во внешнеполитической части соглашения, похоже, заложена одна из основных «бомб», которая может рвануть уже в процессе деятельности «Светофора», что может быть чревато далеко идущими последствиями, вплоть до его распада. Речь в данном случае идет о двух вещах – содержании и реализации внешнеполитического курса.
Если говорить о содержании внешней политики новой правящей коалиции, то, исходя из тех вещей, которые зафиксированы в коалиционном соглашении, оно связана прежде всего с усилением так называемой трансатлантической солидарности. Это касается не только большего сближения с США и установлении «особых» отношений с Великобританией, но и, например, более активного взаимодействия с рядом государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе (в частности, с Японией). Основными целями в данном случае являются координация усилий по снижению глобальных рисков для безопасности и выработка единого подхода к «стратегическим противникам», таким как Россия и особенно Китай.
И ситуация с КНР является весьма показательной. Новая правящая коалиция намерена развивать отношения с Китаем в духе «партнерства, конкуренции и стратегического соперничества». На практике это означает продолжение экономического сотрудничества с заметным усилением критики за нарушение прав человека и активным отстаиванием интересов Тайваня. Но самое главное – в коалиционном соглашении, по сути, зафиксирован отказ от прежнего «прагматичного» внешнеполитического курса правительства Ангелы Меркель, который предусматривал большую самостоятельность Германии в вопросах развития диалога с Китаем.
Однако новая формула китайского вектора германской внешней политики практически сразу начала подвергаться проверке на прочность. В конце ноября в немецкую прессу просочилась информация о том, что будущий канцлер Олаф Шольц провел телефонные переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. На них он якобы не только заявил о своей приверженности преемственности внешнеполитического курса Меркель в отношении Китая, но и ратовал за возобновление переговоров по заключению инвестиционного соглашения между Европейским союзом и Китаем. Весной нынешнего года они были заморожены по инициативе ЕС после наложения санкций на ряд китайских чиновников за преследование уйгуров.
Пикантности всей этой ситуации придает тот факт, что переговоры с «товарищем Си» были проведены в октябре, то есть после окончания парламентских выборов и начала консультаций о создании «Светофора». И Шольц, в ту пору вице-канцлер и федеральный министр финансов, не мог не осознавать две вещи: первая – что кресло главы МИДа отойдет одному из партнеров по коалиции (в данном случае «Зеленым»), вторая – он выражает далеко не консолидированное (читай: коалиционное) мнение.
Во многом именно с этим связан второй пункт – реализация внешней политики. В германской политике существует давняя традиция, когда не только выработкой, но и непосредственной реализацией внешнеполитического курса страны занимается федеральный канцлер. Иными словами, берет на себя все полномочия. Самым ярким примером в данном случае являются первые годы существования ФРГ, когда Конрад Аденауэр совмещал посты главы правительства и руководителя МИДа.
Со временем роль и значение поста министра иностранных дел в германской политике заметно повысились (главным образом благодаря деятельности таких профессионалов, как Ханс-Дитрих Геншер или Франк-Вальтер Штайнмайер). Но это вовсе не означает, что традиция канцлера – главного дипломата ушла в прошлое. Наглядным свидетельством этого является ситуация с без пяти минут уже бывшим министром иностранных дел Хайко Маасом, который являлся по большей части простым исполнителем внешнеполитического курса, полностью определявшегося Ангелой Меркель.
Очевидно, Олаф Шольц, прекрасно понимая, что пост главы МИДа в его правительстве достанется не имеющей сколько-нибудь значимого внешнеполитического и управленческого опыта представительнице «Зеленых» Анналене Бербок, а также осознавая стоящие перед Германией современные внешнеполитические вызовы, хотел бы замкнуть внешнюю политику на себя. Косвенным свидетельством этого является то, что портфель министра обороны (очень значимый в контексте современной внешнеполитической ситуации) в рамках коалиционного соглашения достался его партии – СДПГ.
Однако в данном случае встает вполне закономерный вопрос: как отнесутся партнеры по «Светофору» к попыткам канцлера перетянуть внешнеполитическое одеяло на себя? Прежде всего против могут выступить «Зеленые». Они не только получили кресло главы МИДа, но и часть внешнеполитических полномочий вынесли в одно из двух так называемых суперминистерств – экономики и защиты климата. Его возглавляет сопредседатель партии вице-канцлер Роберт Хабек.
Учитывая характер риторики «Зеленых» последних лет, которые по сравнению с концом 1990-х – началом 2000-х годов (тогда они последний раз входили в правительство) заметно радикализировались, а также принимая во внимание состояние общественного мнения и тенденции в избирательном процессе в Германии, можно ожидать достаточно острой реакции. А это, в свою очередь, может быть чревато ростом риска распада «Светофора» и последующим формированием либо новой коалиции (в частности, очередной Большой), или досрочными парламентскими выборами.
Идти на это сейчас Шольц и СДПГ в нынешних условиях, похоже, не готовы. Однако и оставлять внешнюю политику в руках агрессивных партнеров по коалиции, что неминуемо приведет к усилению конфронтационности, не намерены.
Какое в итоге будет найдено решение – покажет время. Пока же можно только констатировать, что новая правящая коалиция в Германии, еще, по сути, не приступив к работе, все больше напоминает героев известной басни про лебедя, рака и щуку.
комментарии(0)