Фото Reuters
Микрофон был винтажным: пухлым, весомым и ребристым. Словно позаимствованным из документальной хроники полувековой давности. Напряженный свет настольной лампы рабочего кабинета. Стопка тесно исписанных страниц на массивном бюро. А на заднем фоне – стеллажи книг в дорогих переплетах.
Такой антураж с привкусом ностальгии мгновенно создавал настроение торжественное и несколько тревожное. И те, кто увидел этот 10-минутный ролик, выложенный в социальные сети 30 ноября, сразу почувствовали параллель: весьма похоже на историческое выступление Шарля де Голля 18 июня 1940 года. Тогда лидер «Сражающейся Франции» обратился из Лондона к соотечественникам с призывом вступать с движение Сопротивления, заявив, что война еще не окончена. На этот раз выступавший тоже говорил о начале тяжелой борьбы. Только призывал французов и француженок к сопротивлению несколько другого рода, да и захватчик был обозначен иной.
Свершилось! Эрик Земмур объявил, что выдвигает свою кандидатуру на приближающихся президентских выборах, они состоятся весной будущего года. Этого события давно ждали. После многолюдных пресс-конференций по всей стране – они больше походили на политические митинги, – данных журналистом и писателем после выхода его новой книги «Франция не сказала своего последнего слова», обнародование президентских амбиций парижским хроникером было лишь вопросом времени. И вот… Теперь для независимого кандидата, не имеющего за спиной ни политических партий, ни международных банков, начинается самое трудное. Сопротивление начинается! Ибо «первый полемист Франции» – так Земмура называли на парижском телевидении, где он много лет участвовал в политической передаче, – осмелился бросить вызов нравам Пятой республики. Той самой, которая когда-то была создана по жестким лекалам генерал де Голля и впоследствии перелицована по пунктирным наброскам либерало-социалистов и других евроэнтузиастов.
Травля Земмура не замедлила начаться моментально после того, как журналист закончил свой спич традиционным кличем французских политиков: «Да здравствует Франция!» Правда, поставил перед дежурным лозунгом слова от себя: «И прежде всего…» Французские массмедиа увидели в такой формулировке «отъявленную провокацию». Впрочем, ничего иного коллеги от Земмура и не ожидали. Тем более что, поясняя свое решение баллотироваться на президентство, он слов не жевал: «Вы не покинули свою страну, но как будто бы страна вас покинула. Вы чувствуете себя иностранцами. Внутренними изгнанниками… Наши дети не должны познать варварство, наши дочери не должны носить мусульманский платок, а сыновья – быть подчиненными». Под адажио Седьмой симфонии Бетховена на экране мелькали в черно-белых тонах славные картины из французской истории, а Земмур воспевал на этом фоне величие «страны Жанны д’Арк и Людовика XIV», а также «рыцарей и прекрасных дам», «басен Лафонтена, персонажей Мольера и стихов Расина». Упомянул при этом Жана Габена и Алена Делона, Брижит Бардо и даже рокера Джонни Холлидея…Неоднократно ссылаясь на де Голля, он воспевал героическое прошлое для того, чтобы «защитить будущее» и «вернуть Францию французам», которые в последнее время «чувствуют себя иностранцами у себя дома и больше не узнают свою страну». И далее: «Мы не станем ничьими вассалами и не дадим никому себя заменить… Франция должна укрепить свой суверенитет. Европа никогда не станет нацией». «Никто не простак», как любят приговаривать французы: все поняли, что главный недруг потомков галло-римлян – иммигранты. Это они – захватчики «нежной Франции». Однако главная тема выступлений Земмура на его предыдущих встречах с читателями на этот раз оказалась упомянутой только по касательной: «Иммиграция не является источником всех наших проблем, даже если она усугубляет их». Главный враг – изменники во власти – как левые, так и правые, – готовые ради сохранения своих привилегий «подчинить, завоевать, колонизировать» Пятую республику, вытеснить французов, после чего неизбежно последует «исчезновение нашей цивилизации».
Неудивительно, что такие декларации вызвали взрыв эмоций от Парижа и до самых до окраин. Если в Сети, по словам Оливье Юбеда, помощника Земмура, 90 тыс. человек сразу после выступления выразили свою поддержку кандидату, в политических сферах реакция была совершенно противоположной. «Сомнительным кандидатом, продающим себя как Дональд Трамп», – назвал Земмура рупор правительства Габриэль Атталь. «Он только подрывает политические движения и разделяет людей», – охарактеризовала полемиста лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен. Еще дальше пошли коммунисты. Их кандидат в президенты Фабьен Руссель обещал представить в Национальной ассамблее проект резолюции, согласно которой любой гражданин, обвиненный в расизме, автоматически лишается права быть избранным.
А вот потенциальных избирателей не особо гипнотизирует кампания в прессе, где называютЗеммура опасным ультраправым. По опросу, проведенному агентством Ifop, Земмур идет сегодня на третьем месте (14,7%), уступая лишь Эмманюэлю Макрону (25,3) и Марин Ле Пен (18,5). Правда, журналисту еще предстоит создать свою команду, руководитель которой уже известен. Это 28-летняя Сара Кнафо, выпускница престижной Высшей нормальной школы и специалист по массовым коммуникациям. Она призвала сторонников Земмура прийти в воскресенье на его первый кандидатский митинг в парижский концертный зал «Зенит». К этому событию французские левые – от профсоюзников и комсомольцев до ветеранов труда – подготовили манифестацию. Она пройдет по всему Парижу и будет называться «Заставим замолчать Земмура». Удастся ли?..
комментарии(0)