Недавний захват власти в Афганистане «Талибаном» (запрещен в РФ) и неопределенность развития ситуации в этой стране усилили российское экспертное внимание к среднеазиатскому региону в целом. Особенно к тем странам, чьи границы составляют южный рубеж постсоветского пространства. Таджикистан в этом плане представляет повышенный интерес. И стоит признать, что несмотря на тесные экономические связи с Россией и статус ее военного союзника, в Таджикистане российское влияние довольно ограничено. В Душанбе исторически привыкли лавировать между различными региональными и глобальными игроками.
Россия – основной торговый партнер Таджикистана: 21,1% товарооборота по итогам 2020 года напрямую приходилось на РФ, а с учетом операций с посредническим участием Казахстана (18,5%) – и того больше. В России работает более 1 млн трудовых мигрантов из Таджикистана. Традиционно крепким является военное сотрудничество: Таджикистан входит в ОДКБ, в стране дислоцирована 201-я российская военная база. А после захвата «Талибаном» власти в Афганистане, в октябре 2021 года, страны ОДКБ под руководством России провели масштабные учения в приграничных районах.
В то же время руководство Таджикистана периодически препятствует работе российского бизнеса. В разное время крупные российские компании пытались реализовать в стране различные серьезные проекты, но зачастую безуспешно. В том числе по таким причинам, как неадекватная политика местных руководителей, стремившихся решать личные политические проблемы за счет внешнего инвестора, коррупция, сильная зависимость отношения к бизнесу от меняющихся политических раскладов и т.д. Показательна история с попыткой участия российского капитала в 2000-х годах в развитии Таджикского алюминиевого завода, которая была через какое-то время свернута. Как выяснилось, власти и не собирались отдавать иностранному инвестору контроль над ценным предприятием, основная часть прибыли которого, по данным СМИ, направлялась чуть ли на личные офшорные счета президента – был такой скандал после утечек WikiLeaks. Словом, из-за таких факторов ведение крупного бизнеса в Таджикистане на рыночных условиях крайне затруднено.
Проблема еще и в непоследовательности российских властей. В отличие от руководства Китая, которое едва ли не закабаляет и загоняет в неподъемные долги Таджикистан, а потом использует этот рычаг для защиты своих инвестиций, российское руководство зачастую проявляет в Средней Азии пассивность и не готово всеми силами отстаивать интересы российского бизнеса. Власти РФ регулярно рапортуют о больших перспективах для российского бизнеса в Таджикистане, но реально не способны эффективно отстаивать позиции российских инвесторов.
Упомянув Китай, необходимо отметить, что в последнее десятилетие это государство крайне активно и агрессивно действует в таджикской экономике. По состоянию на 2021 год 40% внешнего долга Таджикистана приходится на КНР, и за последние 14 лет эти долги выросли в 6 раз. Пекин охотно дает Душанбе кредиты по льготной ставке, взамен получая фактически концессии на разработку ресурсов в Таджикистане. Сейчас порядка 80% таджикских золоторудных месторождений де-факто принадлежат Китаю. Китайских инвесторов освобождают от уплаты НДС, а также пошлин при импорте оборудования и материалов. Всего в Таджикистане работает более 400 китайских компаний фактически во всех сферах экономики. 90% разрешений на работу, которые получают иностранцы в Таджикистане, приходится на китайцев. В этих условиях Душанбе послушно выполняет политические и военные запросы Пекина. В частности, в уйгурском вопросе, а также (по неофициальной информации) в создании элементов военной инфраструктуры Поднебесной в среднеазиатской стране.
На этом фоне отношения Таджикистана с США, на первый взгляд, развиваются менее активно, но было бы ошибкой их недооценивать. Экономикой здесь, конечно, и не пахнет – доля США в торговом балансе Таджикистана составляет менее 1%. Но налицо военные и геополитические интересы Вашингтона, которые Душанбе не отвергает, сохраняя свободу внешнеполитического маневра. США еще до ухода из Афганистана рассматривали возможность создания в Таджикистане военной базы. А после победы «Талибана» слухи об обсуждении этого вопроса значительно усилились. Российский МИД выступает резко против такой перспективы. А Душанбе показательно отмалчивается. Тем временем только за последние пару месяцев США начали строительство нескольких объектов для таджикских пограничников и передали армии страны 20 внедорожников. С 2002 года США направили военную помощь Таджикистану на сумму более 300 млн долл., подчеркивают в американском посольстве в Душанбе. То ли еще будет?
комментарии(0)