Лагерь гаитянских беженцев в Мексике. Сейчас на территории Мексики оказалось свыше 200 тыс. граждан Гаити. Фото Reuters
Пока СМИ ежедневно обсуждают массовый наплыв мигрантов из Центральной Америки и Карибов в США и критикуют миграционную политику Белого дома, в стороне остается массовый исход жителей целого ряда стран Западного полушария в поисках лучшей жизни в соседние государства.
Уже не первый год настоящее «мигрантское цунами» буквально захлестывает страны Латинской Америки оттуда, где условия жизни становятся либо вовсе невыносимыми по причине разрушительных природных катаклизмов и неэффективного управления властями, либо у этих беженцев не получилось прорваться в США. И поэтому они соглашаются на менее выгодные, но все равно более привлекательные условия обитания, чем у себя на родине.
Сотни тысяч беженцев с Кубы, Гаити, Венесуэлы, Никарагуа, ряда западноафриканских стран, Афганистана и Сирии перебираются в сравнительно благополучные с экономической точки зрения латиноамериканские страны: Бразилию, Чили, Перу, Колумбию, Коста-Рику и Панаму. В весьма опасные «латиноамериканские приключения» пускаются главным образом молодые мужчины. Но есть и целые семьи (особенно с Ближнего Востока), для которых континент представляет собой относительно спокойное, без гражданских войн и разрушений место проживания.
Больше всего покидают свои страны, перебираясь к соседям, жители Венесуэлы, Гаити и Кубы. После смерти Уго Чавеса Венесуэлу покинуло, по разным оценкам, более 3 млн человек. Около 1 млн из них оказались в Соединенных Штатах (главным образом в Майами и Нью-Йорке), 400 тыс. находятся в Чили, 300 тыс. – в Перу, а свыше 1,5 млн – в соседней Колумбии, где тамошнее правительство предоставляет им гражданство, работу и социальную помощь.
Президент Колумбии Иван Дуке неоднократно подчеркивал, что венесуэльцы – точно такие же латиноамериканцы, как колумбийцы, братья и ближайшие соседи, и долг правительства – помочь им в трудную минуту. Сами же венесуэльцы зачастую рассматривают Колумбию лишь как трамплин перед возможным переездом в США. Но если с «американской мечтой» по каким-то причинам не складывается, то они не прочь остаться в Колумбии с планами вернуться на родину, как только там улучшится экономическая обстановка и сменится власть.
Значительное число беженцев прибыло еще с 2010 года с Гаити. После разрушительного землетрясения, постоянной политической нестабильности, разгула преступности и полнейшей социальной безнадеги более 2 млн граждан этой страны рассеялись по всей Южной Америке. В Чили их около 80 тыс., в Перу – 50 тыс., в Бразилии – более 70 тыс. Сейчас только в Панаме гаитян скопилось около 40 тыс. в надежде перебраться поближе к границам США. И попытаться попасть в эту страну, «пока в Вашингтоне у власти находится добрый президент» (так журналистам заявил глава семейства из восьми человек с Гаити, пытающийся не первый день прорваться через границу Мексики и США в районе городка Акунья).
На территории Мексики оказалось свыше 200 тыс. граждан Гаити. Поскольку американские власти проводят политику высылки мигрантов из Гаити либо обратно на родину (чего гаитяне панически не хотят), либо они могут согласиться остаться в Мексике: получить работу и выучить испанский язык. «Это все лучше, чем вернуться к себе в страну, где мы не были десять лет и где нас не ждет ничего, кроме страданий и отсутствия безопасности», – говорит один из гаитян, добравшийся за два года из Чили к границе с США и потративший на это нелегкое путешествие более 10 тыс. долл.
Каково же отношение к вроде бы своим, «мигрантам по соседству» в самих странах Латинской Америки? В подавляющем большинстве – крайне негативное. Всех этих вынужденных мигрантов, даже если они вроде как внешне точно такие же латиноамериканцы, местное население откровенно ненавидит. Повсеместно устраиваются поджоги лагерей беженцев, проводятся демонстрации с требованиями от своих правительств немедленного выдворения пришельцев. Участились открытые нападения, включая вооруженные, на мигрантов, которые пытаются пересечь границы латиноамериканских стран по направлению к северу Мексики.
А там уже промышляют отлаженные преступные группировки, которые выдворяемых из США мигрантов с Кубы, Гаити и Венесуэлы (а они – наиболее привлекательные с финансовой точки зрения «клиенты») ожидают прямо при пересечении границы. Их похищают, и от родственников требуют за освобождение выкуп, доходящий до 8 тыс. долл. за человека. Если же у мигранта не оказывается средств, чтобы заплатить за выкуп, его забирают в рабство, а женщин любого возраста насилуют.
Только за последние недели в таких вроде бы далеких от мексиканско-американской границы странах, как Чили и Боливия, прошли демонстрации с требованием немедленной высылки мигрантов с Карибов и из Венесуэлы. При этом если те же венесуэльцы, кубинцы, доминиканцы или жители стран Центральной Америки, оставаясь в Мексике или других испаноязычных странах, схожи с местным населением языком и культурой, то беженцев с Гаити гонят отовсюду. И за незнание языка, и за темный цвет кожи.
Также показательно, что миграционным кризисом континентального масштаба ровным счетом никто не занимается – ни международные организации, ни неправительственные структуры. Да и местным правительствам от всех этих беженцев – лишняя головная боль. И, судя по всему, на ближайшую перспективу никаких просветов в решении этой проблемы не предвидится.
комментарии(0)