Чем дальше, тем тверже укрепляюсь во мнении, что ничего-то мы про наш дорогой «Газпром» не знаем. Помимо того, что это «национальное достояние», естественно.
Судите сами. 12 октября спотовые цены на газ в Китае составили порядка 1173,4 долл. за 1000 куб. м (цены на хабе TTF в Нидерландах 13 октября в 18.00 московского времени зафиксированы на отметке 1125,3 долл. за 1000 куб. м).
Знаете, за сколько «Газпром» ныне продает трубопроводный газ в Китай? По данным J.P.Morgan, в III квартале этого года средняя стоимость поставок газа по «Силе Сибири» была 140 долл. за 1000 куб. м. В 8,4 раза ниже спотовых цен и в 4,2 раза ниже рынка СПГ.
«Газпром» сверхприбылей не получает, российский бюджет – тоже, поскольку НДПИ на природный газ по-прежнему рассчитывается, исходя из нефтяной корзины. Кому достаются сливки?
Сливки вместе пряниками перепадают китайской госкомпании PetroChina, которая, по сведениям того же J.P.Morgan, продает наш газ на внутреннем рынке в 1,5 раза дороже, чем закупает его у «Газпрома».
Все последние месяцы Китай старается максимально нарастить отбор газа по «Силе Сибири». Так, в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года «Газпром» увеличил поставки по этому газопроводу в 2,9 раза. Чем кратно увеличил градус наших вопросов.
При этом, в обозримой перспективе наш газ будет поставляться в Китай во все больших количествах. Москва и Пекин в целом договорились о маршруте нового трубопровода «Сила Сибири-2» через территорию Монголии, а проектная мощность второй «Силы» будет больше первой ветки на 31,6%. Проектные работы уже ведутся, хотя твердого контракта пока нет. Видимо, китайские партнеры ломают нас по цене.
Кстати, формула ценообразования действующей «Силы Сибири» до сих пор остается тайной за семью печатями.
Но, может, китайцы покупают газ задешево у всех поставщиков? Если бы.
Помимо России газ в Китай поставляют Мьянма, а также наши коллеги по СНГ Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Мьянма была названа сразу после России неслучайно: газопроводы наших стран наиболее выгодно пересекают китайскую границу в густонаселенных регионах. Там, где наличествует стабильно высокое энергопотребление.
Для китайских товарищей издержки на транспортировку до конечного потребителя ниже, соответственно, прибыль – выше. Для «Газпрома» же, которому сам бог велел воспользоваться естественным преимуществом, все едино. Что в мегаполис, что в пустыню.
Далее обратимся к исследованию Wood Mackenzie. Оказывается, в августе этого года российский трубопроводный газ для Китая стоил в два раза дешевле, чем из Мьянмы, на 30% дешевле, чем из Туркменистана, и более чем на 10% дешевле, чем из Казахстана и Узбекистана.
Аналитики иронизируют, что такой скидки на газ нет даже у президента Белоруссии Александра Лукашенко. По данным ФСТ, в I квартале 2021 года Белоруссия закупала наш газ на 6% дороже, а Армения – на 27% дороже, чем китайцы. Что до европейского дисконта, то он оценивался в 23-38% в январе-июле и в 42% – в августе этого года.
Но мне, в отличие от циничных аналитиков, язвить не хочется.
Потому что бюджету, а значит, всем нам, от сверхвысоких мировых цен на газ ни холодно, ни жарко. Потери «национального достояния» только за первое полугодие этого года и только по поставкам по «Силе Сибири» составили 646,8 млн долл. или 46,6 млрд руб. по нынешнему курсу.
У Владимира Путина есть любимая фраза из песенного наследия Владимира Высоцкого: «Где деньги, Зин?» Надеюсь, вы меня поняли.
комментарии(0)