0
7527
Газета Я так вижу Печатная версия

05.10.2021 18:01:00

Увеличивать финансирование здравоохранения бессмысленно

Телемедицина и ответственное самолечение – вот ближайшие перспективы для развития

Павел Воробьев

Об авторе: Павел Андреевич Воробьев – профессор, председатель Московского городского научного общества терапевтов.

Тэги: бюджет, расходы, финансирование, здравоохранение, телемедицина, ответственное самолечение


бюджет, расходы, финансирование, здравоохранение, телемедицина, ответственное самолечение По мнению некоторых экспертов, фельдшерско-акушерские пункты – это уже анахронизм. Фото с сайта www.minzdrav.gov.ru

Правительство России 30 сентября 2021 года внесло в Государственную думу проект бюджета на будущий год, в который заложило сокращение расходов по ключевым социальным и экономическим статьям. В частности, финансирование системы здравоохранения из федеральной казны решено урезать на 117 млрд руб. Кажется – апокалипсис наступает. Однако…

У нас минимум пять (может, и больше) источников финансирования здравоохранения, и государственный сегмент не самый большой: медицинское обязательное страхование (ОМС), бюджет государства, бюджеты регионов, добровольное страхование, благотворительность, предприятия (например, обязательный профосмотр или предрейсовые осмотры – хороший бизнес для многих), карман пациента. Возможно, что-то упустил. В структуре затрат частные поступления превышают всякие государственные примерно раза в три (цифры меняются, но суть остается).

Я все время выступаю против увеличения финансирования здравоохранения в нынешних условиях. Это увеличение не просто бессмысленно – оно пагубно. Пример: деньги на лечение больных COVID-19. За каждого больного очень приличные суммы денег получают медицинские организации и врачи (это разные деньги, разные потоки). И что? Всех больных просто насильно тащат теперь в ковидарии, перепрофилируют койки под ковидных. Денег дай, больше денег. Результат – растет смертность, самая большая летальность от COVID-19 в мире. Так как за эти деньги спроса с медиков нет. А ведь можно было бы организовать высокоэффективное амбулаторное лечение в домашних условиях. Примеры тому есть.

Поэтому новые деньги в здравоохранении сегодня не просто не нужны – они ведут к дальнейшему развалу того, что осталось. Нужны структурные и функциональные радикальные реформы в системе оказания медицинской помощи. А без этого посыпать вертолетными деньгами смысла нет. Все равно будем собирать всем миром на лечение очередного больного, капая скупой слезой и обвиняя всех вокруг в жестокости. Вот создало государство совсем недавно очередной фонд, куда сливают деньги от увеличенного подоходного налога. Вроде дело благое, но стало ли лучше больным? Нет, так как система не меняется.

Про то, какие реформы нужны, писал много раз. Первое, глобальное – нужно отменить ОМС. Это даже не паразит. Никакого страхования нет и никогда не было – все это сплошное лукавство. Люди ничего сами не платят, за них платят работодатели. На этих деньгах кормятся и чиновники системы ОМС, и страховые компании. До больных доходят крохи. И надо помнить, что ОМС покрывает малую часть расходов больниц и поликлиник. На эти деньги амбулаторно нельзя покупать лекарства, а для стационаров – оборудование. Бред? Но это так.

Финансирование должно быть одноканальным, государственным, бюджетным, а не внебюжетным и не иметь отношения к зарплатам и псевдоотчислениям – налогам. Тут схема финансирования прямо восходит к системе Н.А. Семашко.

Провайдеры медуслуг могут быть разными – и государственными, и частными, но получаемые ими средства должны использоваться исключительно на воспроизводство системы. Достойно оплачивать труд нужно, но не как в США, когда врачи и медсестры – богачи, а система одна из худших в мире. Впрочем, там ни о какой солидарности и справедливости вообще речи нет.

Оплачиваться система должна по двум схемам: за отдельные услуги и «за содержание». Например, служба «03» должна содержаться везде и всюду. Как и офисы врачей общей практики. А, например, лаборатории (желательно централизованные) могут получать финансирование за количество выполненных анализов. Или диализные центры – провел процедуру, получи за нее. Так уже есть и у нас.

Необходимо вернуть или оставить централизованные закупки дорогостоящего оборудования, дорогостоящих лекарств в амбулаторном сегменте. Во всяком случае, всех из перечня основных лекарств. Лекарства, опять-таки из перечня основных, должны быть бесплатны для всех, кому они нужны. Аптеки должны прекратить торговать основными лекарствами: их функция – выдача бесплатных основных лекарств. За эту функцию они должны получать по установленному тарифу, который никак не должен быть привязан к цене лекарства. Отоварил рецепт – получи денежку, это возможно. Другие заработки им надо оставить: всякие ОТС-препараты – пожалуйста, торгуйте, как и зонтиками, кока-колой и прочим. Как в любой западной стране – все уже давно известно.

Первичная помощь должна вся оказываться в офисах врачей общей практики. Один врач на 10–15 тыс. населения. Напомню: по официальной статистике, у нас не хватает примерно 40 тыс. врачей для первичного звена. И взять их просто неоткуда. Да и не нужны они в том виде, в котором сейчас работают. Сегодня норматив такой: врач на примерно 1,5 тыс. населения. На самом деле врач может обслуживать в 10 раз больше пациентов, если будет достаточно медицинских сестер.

В офисе должны работать в основном медицинские сестры и парамедики. Все – в системе цифрового здравоохранения. Телемедицина и ответственное самолечение – вот ближайшие перспективы для развития. Эпоха COVID-19 тектонически двинула это направление, про которое лет 10 писали и говорили как о не близком будущем. Доступ к электронным технологиям сегодня повсеместен, его нужно очищать от неправомерных оков всяческих ограничений, но и не давать развиваться в неконтролируемом направлении.

Фельдшерско-акушерские пункты надо прекратить даже обсуждать. Большинство этих атрибутов XIX века стоят пустыми. В оставшихся работают престарелые медсестры, лишь делая вид оказания медицинской помощи. Но туда продолжают грузить деньги, требуют, отчитываются. Все это анахронизм, миру неизвестный. Только у нас.

Нужна централизация и районных больниц. Вместо них следует создавать межрайонные крупные многопрофильные центры из расчета один центр на 100–200 тыс. населения. Это значит – примерно на 5, а то и 10 нынешних сельских районов. Сразу вопрос транспортной логистики. И сразу ответ: вертолеты, санавиация. На малых воздушных судах, а не на огромных дорогущих Ми-8. Суда на воздушной подушке, где-то – экранопланы, все это ведь было, часть даже есть, но не развивается. До сих пор по сельским дорогам ездят многие тысячи «буханок», выпускаемых вот уже более полувека. Пришла пора их менять.

Это примерно одна тысячная того, что необходимо сделать. В нашу жизнь ворвались технологии искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, космических навигаций, робототехники. С другой стороны – биологические препараты прицельного (таргетного) действия, новое понимание общебиологических процессов (воспаления, внутрисосудистого свертывания крови). Но депутаты продолжают толочь воду в ступе про необходимость увеличения финансирования, не обсуждая перспективных направлений. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
450
Французы хотят перехода к Шестой республике

Французы хотят перехода к Шестой республике

Юрий Паниев

Рейтинги руководителей страны обвалились до минимума

0
3442
Трамп блокирует повышение зарплат конгрессменам и госслужащим

Трамп блокирует повышение зарплат конгрессменам и госслужащим

Данила Моисеев

СМИ предупреждают избранного президента о вреде очередного шатдауна

0
3120
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
5140

Другие новости