0
6899
Газета Я так вижу Печатная версия

28.09.2021 20:30:00

Обуздает ли Арктический совет конфликтный потенциал в регионе

Заполярье из глухой периферии превратилось в ключевой центр геополитики

Катерина Лабецкая

Об авторе: Катерина Олеговна Лабецкая – ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, кандидат экономических наук.

Тэги: заполярье, геополитика, арктический совет, трансарктика


заполярье, геополитика, арктический совет, трансарктика Фото сайта arctic-council.org

Нынешний сентябрь стал юбилейным для Арктического совета (АС), учрежденного в Оттаве в 1996 году. Все права в этом «политическом форуме высокого уровня» принадлежат главам внешнеполитических ведомств «арктической восьмерки» (А8) – Дании, Исландии, Канаде, Норвегии, России, США, Финляндии, Швеции. Статусом постоянных участников АС обладают шесть организаций коренных народов, проживающих в Заполярье. Институт наблюдателей АС за 25 лет пополнился 13 неарктическими государствами, 13 межправительственными и межпарламентскими организациями, 12 неправительственными организациями. Численный перевес наблюдателей над членами и постоянными участниками АС мотивировал XII министерское заседание АС провести ревизию института наблюдателей.

Не исключены подвижки и в членстве АС в силу внутригосударственных перераспределений арктических компетенций. К примеру, в Дании между Копенгагеном и широкими автономиями королевства – Гренландией и Фарерскими островами.

Кстати, с подачи Гренландии и Исландии политологический лексикон пополнился понятием «Новая Арктика», отражающим серьезные изменения как в Заполярье, так и в арктических стратегиях А8. Наиболее глубокую оценку процессам Новой Арктики, видимо, даст давно ожидаемый арктический саммит. Возможно, провести его удастся российскому председательству в АС, которое завершится к лету 2023 года.

Пока же новизна Арктики увязана с растущей напряженностью в регионе, обусловленной изменением климата, новыми вызовами национальной безопасности А8 в силу вероятного появления новых логистических маршрутов и открывающегося внерегионалам доступа к ресурсам Заполярья. Налицо стремительная трансформация Арктики из региона глухой периферии в ключевой центр геополитики XXI века.

Изначально АС официально абстрагировался от военной проблематики, сконцентрировавшись на вопросах экологической, экономической безопасности, проблемах устойчивого развития Арктики и спасания в суровых условиях высоких широт. Но сказать, что регион остается свободным от военного противостояния, значит выдать желаемое за действительное. Не случайно арктическая нормативная база РФ в 2020 году пополнилась двумя актами стратегического планирования: Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегия развития Арктической зоны (АЗ) России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года. Документы констатируют рост «конфликтного потенциала» в Арктике и необходимость повышения в АЗ РФ боевых возможностей как ВС РФ, так и других российских воинских формирований.

Меняются взгляды и США на Заполярье. Они отражены в арктических стратегиях Минобороны и Береговой охраны США, принятых в 2019 году. В 2020-м к ним добавилась Арктическая стратегия ВВС США, констатирующая превращение Арктики «во все более важный район для интересов национальной безопасности США». В документе также акцентируется, что «из-за достижений великих держав-конкурентов (РФ и КНР. – К.Л.) Арктика становится и угрозой для Америки».

Логической имплементацией этих стратегий стало решение Пентагона создать 6-й региональный центр Минобороны США – Центр им. Теда Стивенса по исследованию вопросов безопасности Арктики. Куратором его создания назначен отставной генерал-майор ВВС США Рэнди Ки, старший советник по вопросам безопасности в Арктике. Кстати, у Ки серьезный послужной список: в 2020 году его назначили главой Комиссии США по арктическим исследованиям, а до этого он возглавлял Центр по Арктике в Министерстве внутренней безопасности США. Ки вменена в обязанность работа со странами-партнерами «по обеспечению стабильного, основанного на правилах порядка в Арктике». Правила, видимо, США установят свои, ибо основной международный правовой акт – Конвенцию ООН по морскому праву1982 года (UNCLOS) Вашингтон так и не удосужился ратифицировать. Но пытается навязать свои представления о праве свободного судоходства в Арктике и по режиму пользования национальными морскими трассами России и Канады – Северным морским путем и Западным проходом.

Повышение военно-стратегического внимания к региону со стороны США и НАТО, пересмотр своих региональных стратегий другими арктическими странами, а также расширяющееся присутствие в Заполярье стран-внерегионалов – все это вкупе отражает нарастающий конфликтный потенциал Трансарктики (транснациональное политическое пространство Арктики). На него в полной мере проецируется напряженность, сгенерированная в последние годы на глобальном уровне в треугольнике Россия–США–Китай. Представляется, что для описания ситуации в этом треугольнике вполне применима оценка, данная членом-корреспондентом РАН Федором Войтоловским российско-американскому взаимодействию: «Отношения приобрели характер стабилизированного конфликта, в котором каждая из сторон не заинтересована в его военном развитии и переходе в военную стадию, но готова к политической эскалации в любой момент. Отношения начали приобретать характер не столько конкуренции, сколько конфронтации в определенных областях».

Поскольку Трансарктика является подсистемой глобальных межгосударственных отношений с их кризисами и конфликтами, то ее развитие и функционирование определяется внешнеполитической деятельностью государств. Именно от них зависит, будет ли разбужен дремлющий в регионе уже не одно десятилетие конфликтоген.

Первым шагом к сохранению в Арктике мирного диалога могла бы стать предложенная Россией реанимация консультаций начальников генеральных штабов ВС арктических стран. Пока коллеги в АС игнорируют эту идею. Но глава российской дипломатии Сергей Лавров сохраняет надежду, что в период председательства РФ условия для того, «чтобы и этот аспект совместной коллективной безопасности вернулся в работу АС», созреют. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 13.01.25

0
6677
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
3586
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
13013
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
15930

Другие новости