На фото нынешний генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус. Фото Reuters
Самый узнаваемый нынче в мире политик в чиновничьем обличье – это не президент США и не генсек Компартии Китая, а генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), который намеревается переизбраться на новый пятилетний срок. И хотя вступить в должность (или остаться на ней) этот человек сможет только в мае будущего года, в эти дни в Женеве должен быть определен круг желающих занять ее до утверждения ооновским чиновничеством. С учетом же того, что нынешний глава ВОЗ конкурентов на данный момент не имеет, он же, видимо, этот пост за собой и сохранит. Но…
Тедрос Аданом Гебрейесус, бывший министр иностранных дел и здравоохранения Эфиопии, с первого дня работы в Женеве считался «китайской креатурой». А если учесть, что из 15 ведущих ооновских структур четыре уже возглавляют именно представители КНР, то директора ВОЗ негласно считали «пятым китайцем» в ооновской руководящей иерархии. Посему нет ничего удивительного в том, что с момента начала вирусной эпопеи в конце 2019 года именно Гебрейесус всячески скрывал действия Пекина по борьбе с коронавирусом и распространением таинственной заразы и отказывался расследовать ее происхождение.
Сейчас же он просит у постоянных членов Совета Безопасности ООН поддержать собственную кандидатуру и особенно надеется на содействие в этом Соединенных Штатов. Однако администрация Джозефа Байдена не просто недовольна работой директора ВОЗ. В Вашингтоне считают, что «ставленник Пекина» несет прямую ответственность за то, что именно США стали самой пострадавшей в мире страной от коронавируса (более 600 тыс. умерших), и по этой причине его надо непременно сменить.
Вот только есть ли в этом смысл? Для того чтобы сменить Гебрейесуса, США, по идее, должны выдвинуть своего очень влиятельного альтернативного кандидата на этот пост. Времени на его раскрутку практически нет, да и согласовать именно американского протеже с другими постоянными членами Совбеза ООН будет практически нереально (тот же Китай откровенно проамериканского кандидата гарантированно заблокирует). Если же американцы будут блокировать переизбрание эфиопского представителя, то им нужно предлагать кого-то другого. Кого?
И здесь стоит выделить три ключевых момента, традиционно сопровождающие выборы не только руководителя ВОЗ, но и любой ооновской структуры. При этом именно нынешние выборы «большого мирового медицинского начальника» в ооновских рамках из-за коронавирусного глобального охвата становятся чуть ли не определяющими для возможности нормализации жизни людей на всей нашей планете. С чем это связано?
Прежде всего надо понимать, что ни один руководящий ооновский чиновник, включая и генерального секретаря, не является самостоятельной фигурой. Подобными структурами управляют ведущие мировые державы, и что они решат (включая финансовое обеспечение), то любой ооновский руководитель и будет делать. Да, у такого «большого ООН-начальника» имеются некие полномочия по нескольким кандидатам при приеме на работу, но он бессилен определять политику такой организации. Так было всегда, но лишь в обычные, нековидные времена. Сейчас же картина полностью иная.
По сути дела, ВОЗ сегодня правит всем миром. Она имеет на порядок больше полномочий, чем сама ООН, потому как ее рекомендациям вынуждены следовать все без исключения страны – члены международного сообщества наций. Даже самая рядовая рекомендация ВОЗ нынче – это обязательное указание к действию для ведущих государств (ничего даже отдаленно похожего не может сделать генсек ООН).
Именно поэтому все страны проводят в отношении борьбы с коронавирусом одну и ту же политику. Так им советует поступать именно ВОЗ, в которую они входят и из своих бюджетов содержат. Конечно, не генеральный директор этой организации рекомендации по борьбе с пандемией разрабатывает, но он от своего имени спускает указания на уровень глав всех государств. А те, как ВОЗ укажет, так и поступают. И далеко не факт, что ковидная пандемия при таких рекомендациях вообще когда-нибудь закончится.
Так может ли что-то во всей этой ситуации изменить новый директор ВОЗ? Сомневаюсь. Быть по-прежнему в центре мирового внимания и ежедневно мелькать на экранах телевизоров – это скорее всего будет еще очень долго продолжаться. Справиться с коронавирусом? Нет у директора ВОЗ таких полномочий, да и всякими вакцинами далеко не он заведует. Может ли этот или новый директор пойти против мощнейших и богатейших фармацевтических компаний? Пусть попробует.
В этой ситуации, думаю, не принципиально, будет ли тот же Гебрейесус играть исключительно на «китайском поле» или станет проводить активно проамериканскую вирусную политику. Важно иное. Сегодня весь мир практически отдан на откуп весьма специфически финансируемой международной структуре, которая никем не избирается, ни перед кем не подотчетна и не пользуется доверием огромного числа не только стран, но и ведущих мировых политиков. Тем не менее именно она правит нынче всем миром (а вовсе не ООН, НАТО, ОБСЕ и пр.).
Поэтому если оставить нынешнего директора ВОЗ во власти, то с пандемией будет не просто «так, как сейчас», а, вполне вероятно, еще хуже. Если же посадить в Женеве нового начальника, то между собой переругаются все – и те, кто хочет скорейшего завершения пандемии, и те, для которых ее продолжение – колоссальный бизнес, превосходящий по доходам торговлю оружием и наркотиками, вместе взятыми. Но уже сегодня ясно одно: пока не будет изменена нынешняя политика ВОЗ (а не только ее директор), весь мир ожидает практически бессрочная ковидная зима. Из которой все человечество (а не какая-то отдельно взятая страна) еще не факт что вообще когда-нибудь пробудится.
комментарии(0)