Декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Вартанова несомненно может только радоваться нынешнему интересу абитуриентов к образованию в сфере медиа. Фото со страницы «Журфак МГУ: Официальная группа» в «ВКонтакте»
Набор студентов на факультеты журналистики в этом году оказался сверхуспешным, в то время как на технические специальности во многих престижных вузах – недобор. И если факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова никогда ранее своим набором не удивлял, в этом году количество первокурсников там превышает 500 человек. Поступающих на факультеты журналистики заметно прибавилось и в других столичных и региональных вузах.
Так, на факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета было зачислено более 600 человек, Воронежского государственного университета – 310 человек, Челябинского государственного университета – 110 человек, Московского международного университета – 315 человек. Кроме того, приказы о зачислении студентов по заочной форме обучения еще только готовятся. Значит, сюрпризы еще будут.
Вместе с тем выбор этого факультета сегодня определяется далеко не журналистикой как таковой, а скорее интересом абитуриентов к коммуникациям. Одна студентка призналась мне, что хочет быть в будущем блогером, хотя не знает пока, как сказать об этом родителям. Они точно не поймут, так как блогерство в понимании взрослых не профессия. А журналистика – это профессия, имена многих известных журналистов до сих пор на слуху у дедушек и бабушек студентов.
А вот среди кумиров нынешних первокурсников совсем нет журналистов, и по именам они назвать их чаще всего не могут. Из современников знают Дудя, Урганта, Скабееву, некоторые газеты, интернет-СМИ и ТВ-программы. Так уж вышло, что все происходившее в медиасфере в последнее время – скандалы, открытие и закрытие СМИ, задержание журналистов – в целом прошло мимо нынешних первокурсников-журналистов. Наверное, потому что они мечтают стать вовсе не журналистами, а блогерами, подкастерами или уже даже тиктокерами.
«Тиктокеры – это, конечно, круто, так как это про деньги и про самостоятельность и свободу, а еще про то, что происходит в душах молодых. Tik-Tok – это платформа, где мы можем быть самими собой», – признавались мне многие из студентов после занятий. И некоторые из них снимают 15-секундные липсинги, от которых порой в дрожь бросает, но при этом получают миллионы просмотров. Благодаря этой социальной сети они часто зарабатывают больше своих родителей, чем очень гордятся.
Это реальность, с которой все уже смирились. И казалось, что ничто уже не сможет возродить интерес у нынешних абитуриентов к гражданской позиции, которая в 1990-е годы приводила целые классы вчерашних школьников на факультеты журналистики.
Но сентябрь-2021 нарушил привычное течение жизни. После полутора лет дистанционного обучения мы впервые встретились со студентами лицом к лицу. Разговор сначала шел в привычном русле, про ковид, каникулы, лето… Но потом плавно перешел к актуальным событиям. И тут студентов словно прорвало. Одно упоминание имени стендап-комика Идрака Мирзализаде, которого МВД РФ признало «пожизненно нежелательным», всколыхнуло всю группу:
«Стендап-комики – это молодые люди, которые говорят на разные темы, шутят. Иногда это черный юмор, но он не воспринимается как призыв к чему-то или угроза»;
«Навальный с протестным движением не особо задевал, поэтому его идеи не все разделяли. Навальный был где-то далеко, это история вообще для взрослых»;
«Я считаю, что наказывать человека за юмор – это глупо, потому что юмор очень субъективен. Когда человек шутит, ты его слушаешь и понимаешь, что в каждой шутке есть доля шутки. Когда я узнала об этом случае, я была очень возмущена. Сегодня многие в России люди начинают бояться о чем-то говорить, писать и даже думать».
Что-то новое витало в воздухе: в аудитории собралось общество молодых и ранее незнакомых мне людей, впервые за многие годы заговоривших о необходимости свободы слова.
комментарии(0)