0
8142
Газета Я так вижу Печатная версия

02.09.2021 18:54:00

Почему в Болгарии возможны третьи за год выборы

Страна вышла на новый виток политического кризиса

Екатерина Шумицкая 

Об авторе: Екатерина Владимировна Шумицкая – кандидат политических наук, старший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: болгария, выборы, политический кризис, конфликты, коррупция, коронавирус, вакцинация


болгария, выборы, политический кризис, конфликты, коррупция, коронавирус, вакцинация Фото Reuters

Четвертая волна коронавируса и поток беженцев из Афганистана, самый низкий уровень вакцинации в ЕС и хронический кризис в системе здравоохранения, лесные пожары по всей стране и отсутствие утвержденного проекта государственного бюджета – ничто не отвлекает болгарских политиков от конфликтов и распрей, которые не позволяют им вот уже полгода сформировать правительство.

Сложившаяся ситуация для Болгарии не нова: в стране с полувековой историей авторитаризма, ставшей недавно по историческим меркам парламентской республикой, правительства формируются с большим трудом. Болгарский электорат раздроблен. На протяжении последних лет ни одна из партий не может набрать подавляющее большинство голосов на выборах. В таких обстоятельствах, без традиций диалога, компромисса и договора, которые присущи западным демократиям, создание правительства на коалиционной основе превращается в сверхсложную задачу, как и налаживание его работы.

В Болгарии все это время функционирование политической системы обеспечивалось за счет наличия сильной фигуры. Последние 12 лет ей был Бойко Борисов – бессменный премьер-министр. Борисов всегда был спорной личностью, однако он умел перехитрить своих соперников, каждый раз выходя сухим из воды. Но его методы управления, построенные на коррупции и злоупотреблениях полномочиями, привели в 2016 году к конфликту с президентом страны Руменом Радевым, а в 2020-м – и с болгарским обществом в целом. Поднявшиеся прошлым летом антикоррупционные и антиправительственные протесты, которые не утихали более трех месяцев, наглядно показали, что в Болгарии сложился запрос на перемены.

Впервые в новейшей истории у болгар появилась возможность завершить период правления Борисова. Возникновение трех новых партий, вызревших в протестном движении, – «Есть такой народ!», «Демократическая Болгария» и «Встаньте, мафия вон! Мы идем!» – давало надежду на скорейшее изменение политического ландшафта. Однако «партии перемен» не смогли в полной мере аккумулировать протестный потенциал. Согласно исследованию Gallup International Balkan, летом 2020 года 62% болгар поддерживали протесты. При этом явка на июльских выборах 2021 года составила всего 42%, став самой низкой за всю посткоммунистическую историю. Таким образом, миллионы людей не были привлечены к голосованию ни одной из трех партий, хотя у них была хорошая возможность это сделать, так как они вошли в парламент после выборов в апреле. В результате «протестные партии» ни по отдельности, ни вместе не смогли набрать необходимое для формирования правительства большинство. А их негласный общий лидер, глава партии «Есть такой народ!» Слави Трифонов, оказался совершенно недоговороспособной личностью.

В апреле, заняв второе место, Трифонов сразу отказался от предложенного ему мандата на формирование правительства, после того как Борисов, глава партии ГЕРБ (Граждане за европейское развитие), занявшей первое место на выборах, не смог найти союзников по коалиции. Интрига, почему он даже не попытался создать кабинет, сохранялась до внеочередных выборов в июле, после которых Трифонов, ставший уже победителем, сразу заявил, что его партия не войдет в коалицию ни с одним формированием, и предложил собственное правительство – правительство меньшинства. Таким образом, ему была нужна победа для создания однопартийного кабинета. Однако партия «Есть такой народ!» заняла 65 мест из 240, обойдя своего преследователя – ГЕРБ – всего на два места. При таком раскладе заявление Трифонова о создании правительства без обсуждения с другими партиями, прошедшими в парламент, да еще и предложение на пост премьера Николая Василева, имевшего опыт в предыдущих двух правительствах Борисова, выглядело как авантюра, и она провалилась. Все пять партий отказались поддержать Трифонова и в первый, и во второй раз, когда он все же решил пойти на сотрудничество и предложил трем из них без обсуждения и письменных соглашений поддержать его кандидатуры министров заранее.

Сохраняющая туманность политическая повестка Трифонова, его сомнительный выбор состава правительства, высокомерное отношение к потенциальным союзникам по коалиции и диктаторские замашки не позволили ему даже приблизиться к формированию правительства. Таким образом, Слави Трифонов проиграл выборы через месяц после победы на них. Более того, не сумев убедить своих критиков, что его партия проповедует полный отказ от кумовства и коррупции, общаясь с избирателями практически исключительно при помощи видеозаявлений и сообщений в Facebook, Трифонов начал терять электорат. Согласно опросу Market Links, опубликованному 26 августа, партия Борисова ГЕРБ вернулась на первое место. И если процент поддерживающих ее избирателей практически не изменился (21,6%), то поддержка Трифонова существенно ослабла. Его партия «Есть такой народ!» опустилась на третье место: за нее теперь готовы проголосовать только 15,7% избирателей.

Всего за месяц в Болгарии произошли стремительные изменения в электоральном раскладе, что, несомненно, приведет к еще более сложной конфигурации партий на очередных внеочередных парламентских выборах, которые скорее всего состоятся. В настоящее время уже Корнелия Нинова, глава Болгарской социалистической партии (БСП), занявшей третье место на последних выборах, пытается найти союзников по коалиции. Однако ее шансы практически равны нулю, поскольку уже две партии из шести объявили о том, что не войдут в коалицию с БСП, а с двумя другими – ДПС (партия «Движение за права и свободы» турецкого меньшинства) и ГЕРБ – заключать любые союзнические соглашения для социалистов будет равно политическому самоубийству.

Переход к новой эре без Бойко Борисова и коррупции априори должен занять много времени и невозможен без длительной нестабильности и постоянно меняющегося состава правящей коалиции. Однако для проведения любых реформ необходимо устойчивое парламентское большинство, которое в ближайшее время в Болгарии достигнуть будет невозможно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
2117
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2174
Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
2259
Президент Абхазии пообещал уйти, чтобы вернуться

Президент Абхазии пообещал уйти, чтобы вернуться

Игорь Селезнёв

Бжания надеется победить на внеочередных выборах

0
2468

Другие новости