0
8808
Газета Я так вижу Печатная версия

25.08.2021 18:57:00

ЕГЭ устоял, но неизвестно, надолго ли

Необходимо ли разрушать монополию единого государственного экзамена

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, преподаватель математики.

Тэги: вуз, егэ, огэ


вуз, егэ, огэ ЕГЭ остается непременным условием для поступления в вуз. Фото агентства «Москва»

В 2021/22 учебном году единый государственный экзамен не отменят. Таковы сегодня заявления Министерства просвещения, Рособрнадзора и Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) – главного института по разработке контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ. При этом планируется вернуть базовую математику как обязательный экзамен (в этом году его отменили из-за коронавируса). Вроде бы ЕГЭ пока устоял. Но возможны нюансы. Попробуем разобраться.

Как уже неоднократно отмечалось, у ЕГЭ есть достаточно серьезные противники. В первую очередь это высшие учебные заведения, которые хотели бы сами формировать группы своих будущих студентов на основе собственных вступительных испытаний, а не на основе результатов ЕГЭ. Такую позицию поддерживают некоторые депутаты Государственной думы, многие СМИ, общественные организации, сообщества в социальных сетях. Причины бороться с ЕГЭ у всех разные, но цель одна.

Сегодня ЕГЭ является практически монопольным пропуском в сферу высшего образования для выпускников школ. Вот эту монополию и хотят разрушить. Одно из актуальных направлений борьбы против ЕГЭ – это возможность сдавать экзамены в самом вузе и поступать в него на альтернативной основе. Что будет, если такая возможность появится?

Во-первых, все экзамены принимают люди. Если даже экзамен проходит в виде компьютерных тестов, то эти тесты все равно делают люди. В отличие от ЕГЭ – реально единого для всех – на местном уровне возможны сбои, ошибки, субъективность. Да и фактор коррупции пока никто не отменял. Таким образом, на место школьника с хорошими результатами по ЕГЭ сможет поступить школьник без хороших результатов по ЕГЭ, но с хорошими результатами внутренних испытаний вуза. Эти хорошие результаты можно получить по-разному. В том числе зная заранее, какие будут задания. А об этом могут рассказать на подготовительных курсах при вузе, например. Есть и другие варианты.

Во-вторых, устранение монополии ЕГЭ резко снизит значимость этих экзаменов для детей и для их родителей. Это не голословное утверждение. Например, значимость основного государственного экзамена (ОГЭ), который сдают после 9-го класса, не очень велика. В первом крайнем случае, когда цель ребенка – сдать хотя бы на три, чтобы получить аттестат, готовятся сдать именно на минимальный балл. Хотя, как показали результаты нынешнего учебного года, даже тройка по математике оказалась достижимой не для всех. Во втором крайнем случае, когда цель, например, аттестат с отличием, стремятся сдать на пять, но совсем не обязательно по максимуму (для пятерки по математике достаточно 22 первичных баллов из возможных 31). Для ЕГЭ пока значим каждый первичный балл. Но это пока.

В-третьих, сами школы перестанут уделять ЕГЭ повышенное внимание. Основные показатели, по которым сейчас оценивают школы, – показатели ОГЭ и ЕГЭ, которые определяются и работой школы, и работой репетиторов. Тем не менее школа пока заинтересована в росте этих показателей. Но при наличии альтернативы в виде вузовских вступительных испытаний интерес к ЕГЭ будут проявлять только те, кто реально рассчитывает на большие баллы. Остальные же пойдут по пути наименьших усилий (например, будут сдавать базовую математику вместо профильной). Таким образом, показатели школы смогут несколько подняться без особых усилий со стороны самой школы.

Итак, если ЕГЭ перестанет быть монопольным средством для поступления в вузы, то его может постичь та же участь, которая в разные годы постигла конку, пишущую машинку, пейджер и другие подобные устройства. Действительно, если есть прямая и понятная дорога (например, курсы при вузе, реально гарантирующие поступление), то зачем двигаться окольными тропами с неопределенным результатом? Зачем зависеть от результатов ЕГЭ по стране, когда можно найти того, кому можно занести и получить все нужные ответы и решения?

Таким образом, у ЕГЭ есть реальная перспектива клинической смерти даже без его официальной отмены. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Елена Герасимова

Изучение основ единой науки о природе считают важным для жизни только 27% учеников

0
7793
Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Елена Герасимова

Инженер в кандидатской степени

0
6660
Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Елена Герасимова

От перестановки экзаменов качественный состав абитуриентов вряд ли изменится

0
9973
Как преодолеть разрыв между школой и вузом

Как преодолеть разрыв между школой и вузом

Елена Герасимова

Прием в университеты растет, но качество подготовки абитуриентов падает

0
11185

Другие новости