0
11860
Газета Я так вижу Печатная версия

23.08.2021 18:52:00

Лукашенко разрушает белорусскую государственность

Ожидаемый транзит власти лишь частично позволит разрешить политический кризис в стране

Дмитрий Болкунец

Об авторе: Дмитрий Викторович Болкунец – политолог.

Тэги: белоруссия, власть, транзит, политика, кризис, лукашенко, репрессии, санкции, протест, оппозиция

Политический кризис в Белоруссии 2020. Все статьи по теме



белоруссия, власть, транзит, политика, кризис, лукашенко, репрессии, санкции, протест, оппозиция Фото сайта president.gov.by

Белорусское общество изменилось и уже никогда не будет прежним. Александр Лукашенко с августа прошлого года ищет доказательства своей легитимности и расправляется со своими оппонентами. В 1994 году он был человеком своего времени, а в 2020 году проиграл свое место в истории. Борьбу он сейчас ведет не за развитие страны, а за выживание правящей группировки.

Лукашенко за прошедшие с момента президентских выборов 12 месяцев смог консолидировать вокруг себя своих идейных сторонников. По данным некоторых социологических исследований, доля его сторонников не превышает 25%, а его антирейтинг приближается к 70%. Вернуть себе поддержку большинства Лукашенко уже не в состоянии. В обществе укрепилось недоверие к государственным институтам и органам власти. Стоит отметить активное изъятие населением банковских вкладов, скупку валюты, добровольное увольнение работников с предприятий и эмиграцию. Отдельного внимания заслуживает масштабный провал вступительной кампании в белорусские вузы – абитуриенты предпочли подавать документы в российские и европейские учебные заведения.

Санкции могут спровоцировать обострение политического кризиса

Александр Лукашенко в 90-е годы смог умело расставить приоритеты и, используя советский индустриальный фундамент, добился определенных успехов на внутреннем политическом поле. Модель консервации старых порядков не предусматривала модернизации и обновления. Опора на рабочих промышленных государственных предприятий в постиндустриальном обществе оказалась ошибочной. Внешняя политика Лукашенко выгодно отличалась от внутренней. Лавируя между интересами Востока и Запада, между обещаниями интеграции с Россией и обещаниями коллективному Западу саботировать интеграционные процессы, Лукашенко играл на слабостях и интересах обеих сторон, собирая с них дивиденды. Запад многие годы закрывал глаза на явные нарушения прав человека и нечестные выборы, оставляя доступ к своим рынкам и финансовым инструментам, а Россия щедро спонсировала экономику Беларуси собственным рынком, кредитами, дешевым газом и нефтью.

Президентские выборы, состоявшиеся 9 августа 2020 года, не были признаны на Западе. Формализм и мягкость санкционного давления на белорусский режим в первые месяцы после выборов стали вызывать слишком много вопросов к элитам европейских демократий. Весной текущего года европейские страны уже готовы были торговаться с Лукашенко. Тем более что практика обмена заключенных на снятие санкций и разморозку отношений уже имелась. Инцидент с посадкой самолета Ryanair в Минске стал тем детонатором, который вернул белорусскую тему в поле зрения западных политиков.

24 июня Совет Европейского союза ввел секторальные экономические санкции, которые на практике имеют много исключений. 9 августа новые санкции объявили США, Канада и Великобритания. Очередной санкционный пакет со стороны западных стран стал самым сильным и затронул отдельные сектора экономики. Новые санкции в отношении Беларуси фактически завершили эпоху политического лавирования Лукашенко между Востоком и Западом. Закончился период «многовекторности», который использовался Минском как инструмент вытягивания финансовых ресурсов из Москвы.

Реальные экономические последствия от санкций начнут ощущаться примерно в декабре 2021 года. Оценить эффективность принятых мер пока сложно, но оценка потерь может составлять до 10% ВВП страны. Беларусь оказалась отрезана от возможности кредитоваться на Западе. Наиболее чувствительные санкции могут возникнуть в отношении предприятия «Беларуськалий», которое дает около 6% поступлений в бюджет. Для российских инвесторов и банков также возникают существенные риски вкладываться в белорусские государственные облигации. Не исключено, что такие сделки могут навлечь санкции на их покупателей.

Стоить обратить внимание на включение в санкционный список ЕС и Великобритании российского гражданина Михаила Гуцериева. Это важный сигнал российской политической и бизнес-элите воздерживаться от любых контактов с Лукашенко. Белорусский политический кризис создал сложности и для Китая, заинтересованного в безопасности и стабильности транзита грузов по Шелковому пути.

Санкции как внешний фактор давления на режим сами по себе не приведут к политическому транзиту. Однако они могут способствовать обострению внутриполитического кризиса и уже осенью спровоцировать забастовки на предприятиях. Масштаб будет зависеть от готовности общества к сопротивлению системе. По итогам событий прошлого года работы лишились несколько тысяч нелояльных сотрудников и государственных служащих. Дефицит кадров вынудил ввести запрет на увольнение узкопрофильных специалистов. На предприятиях усилилась государственная пропаганда. На крупных заводах разрешили пользоваться только кнопочными телефонами и запретили обсуждать политические темы.

В ответ на санкции белорусские власти запустили маховик политических репрессий против гражданского общества, некоммерческих организаций и медиа. Под раздачу попали не только прозападные структуры, но и пророссийские. Власти за год ужесточили законодательство, расширили возможности для введения чрезвычайного и военного положения в случае реальных угроз. Стоит ожидать репрессий в отношении европейских и американских компаний на белорусском рынке.

С одной стороны, введение секторальных экономических санкций кажется большим подарком для России. Однако, с другой стороны, интеграция с государством с нелегитимной верховной властью может нести в себе непредсказуемые последствия. Не нужно тешить себя иллюзиями, что слабый Лукашенко способен пойти на уступки и подписать «дорожные карты» по углублению интеграции ради сохранения своей власти. Такие решения нанесут колоссальный урон российско-белорусским отношениям, повлекут более жесткие санкции против России. Неизбежно возникнут антироссийские настроения внутри Беларуси и белорусской диаспоры по всему миру.

С начала июня белорусские власти организовали рукотворный миграционный кризис на границе со странами ЕС. Лукашенко таким своеобразным методом шантажа рассчитывает добиться начала переговоров с его правительством и признания его как президента со стороны европейских соседей. Провокации с участием военных и угрозы «начать третью мировую войну» имеют обратный эффект.

Конституционный референдум

На повестке дня освобождение политических заключенных и уход Лукашенко из политики. Добровольно отказываться от власти он не спешит, но готовит подушку безопасности для себя и ближайшего окружения. Некоторые члены его семьи уже вынуждены были уехать учиться в Москву.

Одним из возможных вариантов разрешения политического кризиса является проведение референдума по изменению Конституции, о чем регулярно напоминают из Кремля. Об этом говорят уже год, но процесс затянулся. Сформированная Лукашенко конституционная комиссия состоит только из провластных экспертов и чиновников. Представленный от них проект Основного закона наряду с президентом и двухпалатным парламентом предусматривает появление нового высшего органа власти – Всебелорусского народного собрания, которое будет иметь неограниченные полномочия. Обществу хотят подсунуть вариант монархии, где генеральный секретарь будет вправе отправлять в отставку избранного президента и решать вопрос о легитимности выборов. Лукашенко хочет хитро уйти, но при этом остаться самым главным начальником. Он больше никогда не согласится играть во всенародные выборы. Такая модель создает угрозу двоевластия и не является устойчивой системой.

Внесение на референдум только одного проекта Конституции лишь усугубит текущий политический кризис. Граждане в таком случае будут выбирать между двумя конституциями, предложенными Лукашенко: действующей и новой.

Компромиссным видится сценарий вынесения на референдум альтернативных проектов Основного закона, подготовленного при участии широкой гражданской коалиции. Однако в текущей ситуации общество в первую очередь ожидает новых президентских и парламентских выборов. Готовить новую Конституцию должен обновленный профессиональный парламент.

Кремль, вероятно подаривший Лукашенко идею конституционного референдума, и коллективный Запад в лице ОБСЕ могли бы стать гарантом проведения новых президентских выборов, а также прозрачного конституционного референдума. В таком случае можно создать механизм мягкого транзита, заложив в переходные положения Конституции проведение новых президентских и парламентских выборов. В ином случае республика вполне может скатиться в режим горячей фазы полноценной гражданской войны. Москва, признав итоги президентских выборов 2020 года, частично взяла на себя и ответственность за происходящее в стране. Санкционное давление со стороны коллективного Запада будет только усиливаться. Россия прямо или косвенно вынуждена будет компенсировать Лукашенко выпадающие доходы.

Стратегически для Кремля Беларусь потеряна. Работа только с одним центром силы привела к резкому падению уровня доверия к России со стороны белорусского общества. В Москве не понимают глубинных трансформаций, которые протекают в стране. Восстановить репутацию, особенно вернуть доверие молодежи, практически невозможно.

Ожидаемый транзит власти лишь частично позволит разрешить политический кризис. В Беларуси сформировался коллективный Лукашенко. Это особый тип мышления и действия чиновников всех уровней. После смены руководителя в стране остро возникнет дефицит профессиональных кадров. Беларусь подошла к черте, за которой может возникнуть потеря государственности. За три десятилетия в стране не был сформирован средний класс и не возникла сильная национальная элита, способная защитить государство от внутренних и внешних угроз. Ближайшие шесть месяцев сулят много неожиданных событий, которые могут иметь историческое значение.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
683
Белорусы узнали о миссии Лукашенко

Белорусы узнали о миссии Лукашенко

Дмитрий Тараторин

Страну в преддверии выборов защищают от угроз силовики и агитаторы

0
765
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
761
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
750

Другие новости