0
7624
Газета Я так вижу Печатная версия

01.08.2021 18:31:00

Цифровой суверенитет оказался важен в условиях новой идеологической конфронтации

Ключевые страны Европы уже опасаются зависимости от США и Китая

Александр Яковенко

Об авторе: Александр Владимирович Яковенко – ректор Дипломатической академии МИД России.

Тэги: нацбезопасность, цифровой суверенитет, идеологическая конфронтация, ес, сша, китай


нацбезопасность, цифровой суверенитет, идеологическая конфронтация, ес, сша, китай Иллюстрация Pixabay.com

Сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), выступая ключевыми для современного социально-политического и экономического развития, а также в сфере национальной безопасности, становятся главным полем геополитического противоборства. Кибератаки на критическую информационную инфраструктуру могут быть не менее деструктивными, чем ядерное и другие виды оружия массового уничтожения. Цифровое пространство, по сути, становится ареной гибридной войны, которую идейно обслуживает искусственно навязываемый миру антагонизм «либерализм против авторитаризма». Словом, добро пожаловать в новую идеологическую конфронтацию, которую Запад намеревается институционально оформить учреждением «саммита/сообщества демократий».

На фоне доминирования ряда развитых стран в информационных технологиях и возникновения глобальных монополий, контролирующих сетевую инфраструктуру, потоки и базы данных, возникает угроза неравенства в сфере ИКТ и цифрового колониализма. Для государств, отстающих в своем цифровом развитии, в качестве и скорости цифровой трансформации системы публичного/государственного управления, существенно повышаются риски постепенной утраты, а затем и разрушения структурных элементов государственного суверенитета. Цифровые разрывы, имея в виду различия в возможностях для доступа к информационным технологиям и использования интернета, становятся все более ощутимой угрозой обеспечения территориальной целостности государства, его суверенитета. Таким образом, феномен неравенства в информационной сфере из важной, но «не смертельной» социальной проблемы становится в условиях новой геополитической реальности важнейшим фактором национальной безопасности.

По мере развития информационно-коммуникационных технологий актуализировались внутренние и внешние угрозы информационной безопасности в большинстве стран, и тема обеспечения цифрового суверенитета привлекает к себе все большее внимание и выходит на передний план международной повестки дня, а также становится одним из приоритетов во внутренней политике большинства стран мира, включая Россию.

В марте этого года на заседании Совета безопасности РФ был одобрен новый проект «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности». В них конкретизируются соответствующие положения ранее принятых документов стратегического планирования и актуализирован список глобальных угроз в сфере информационно-коммуникационных технологий. Впервые констатируется их участившееся применение для осуществления атак на критическую информационную инфраструктуру государств, а также наметившаяся тенденция введения некоторыми государствами ограничений в отношении доступа других стран к инновационным технологиям с целью усиления их зависимости.

В 2016 году в Европейском союзе (ЕС) была принята серия директив о защите персональных данных, одна из которых обязует компании интернет-индустрии хранить персональные данные пользователей из стран ЕС на территории стран-участниц. А в мае 2018 года во всех государствах – членах Европейского союза был введен новый закон о защите персональных данных. Кроме того, 19 февраля 2020 года принята Цифровая стратегия ЕС, которая также направлена на укрепление «цифровых границ» Европейского союза.

Проблематика технологического суверенитета активно обсуждается и в США, когда ставится вопрос о реализации китайской компанией Huawei сетей 5G на территории США. Конкурентная борьба в информационном пространстве принимает форму войны платформ и стандартов. Например, противостояние американских и китайских техногигантов: Huawei и CISCO, Alibaba и Amazon, Facebook и WeChat.

Конкуренция между США и Китаем, по существу, заключается в том, кто будет контролировать глобальную инфраструктуру ИТ и стандартов в этой сфере. Мультимедийное интернет-пространство практически поделено между Соединенными Штатами и Китаем. По многим информационным технологиям остальной мир значительно отстает от США и Китая. К примеру, отказ SAP, Oracle, CISCO или Microsoft обеспечить своевременное обновление своих работающих решений может вызвать серьезные сбои, а то и коллапс и хаос в работе критически важных систем, в том числе государственного управления и банковского сектора.

Растущее осознание европейскими странами важности цифрового суверенитета может иметь потенциальный интерес для России. Ключевые страны Европы – Германия, Франция, Италия, Нидерланды – опасаются зависимости от американцев и китайцев. Особый акцент на развитие национальной технологической платформы делают французы.

Прежде всего важно исключить возможность действий, угрожающих международному миру, безопасности и стабильности в глобальном информационном пространстве, что в принципе может латентно, «ползучим» образом (как это было в случае с Первой мировой войной в 1914 году) ввергнуть мир в пресловутую «войну всех против всех» Томаса Гоббса.

Сейчас более 140 государств мира разрабатывают свои собственные стратегии кибербезопасности и программы ведения кибервойны. Ряд западных стран отстаивают позицию о приравнивании сферы ИКТ к полю боевых действий и об отказе странам иметь информационный суверенитет. Кроме того, государствами – членами НАТО продвигается опасный тезис о необходимости вооруженного ответа на компьютерные атаки, несмотря на то что источники таких атак практически трудно установимы, особенно в кратчайшие сроки. Тем самым в важнейшую сферу международной жизни вводится принцип highly likely.

В этих условиях Россия предлагает выработать конструктивные правила, принципы и нормы ответственного поведения стран в глобальном информационном поле и демилитаризировать его с целью обеспечения международной информационной безопасности (МИБ).

Переговорный процесс по вопросам МИБ в ООН развивается поступательно и был инициирован достаточно давно. В 2018 году 73-я сессия Генеральной ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов приняла российскую резолюцию, в которой не только был сформулирован первоначальный перечень правил ответственного поведения государств в информационном пространстве, но и создан под эгидой ООН эффективный переговорный механизм в формате профильной Рабочей группы открытого состава (РГОС) для практического решения всего блока проблем обеспечения МИБ. В том же году в противовес усилиям России и ее единомышленников по универсализации профильной дискуссии в формате РГОС страны Запада во главе с США учредили шестую по счету Группу правительственных экспертов (ГПЭ) с мандатом до 2021 года. В ее состав вошли эксперты от 25 государств. Налицо попытки коллективного Запада расколоть международное сообщество по столь важному вопросу, как МИБ.

При активном участии России 12 марта завершила работу РГОС, а 28 мая с.г. – ГПЭ. Были приняты консенсусные доклады, в полной мере учитывающие российские принципиальные подходы. В соответствии с принятой по инициативе России резолюцией 75/240 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» от 31 декабря 2020 года была создана новая РГОС по вопросам безопасности в сфере информационно-коммуникационных технологий 2021–2025. 1 июня с.г. успешно завершилась организационная сессия группы. Это вселяет надежду на продолжение активной общемировой дискуссии на ооновском треке, что будет способствовать выработке и совершенствованию принципов и норм международного права, в том числе международного гуманитарного права, применительно к сфере ИКТ, а впоследствии созданию условий для принятия на уровне Всемирной организации глобального документа – конвенции об обеспечении международной информационной безопасности.

В двустороннем формате основой международной информационной безопасности, по мнению Москвы, является заключение межправительственных договоров о сотрудничестве в области международной информационной безопасности. Заключение таких договоров позволяет России налаживать конструктивные связи в международном пространстве, основанные на принципах равноправия и уважения цифрового суверенитета.

25 сентября 2020 года министр иностранных дел России Сергей Лавров озвучил заявление президента РФ Владимира Путина о комплексной программе мер по восстановлению российско-американского сотрудничества в области международной информационной безопасности. В качестве конкретных мер предлагается восстановить полномасштабный двусторонний межведомственный диалог по данной проблематике, поддерживать непрерывную и эффективную работу каналов связи между компетентными ведомствами, совместно разработать и заключить межправительственное соглашение о предотвращении инцидентов в информационном пространстве, а также во взаимоприемлемой форме обменяться гарантиями невмешательства во внутренние дела друг друга. На российско-американском саммите в Женеве 16 июня удалось договориться о начале таких консультаций.

Таким образом, еще более насущной для российской дипломатии становится задача согласования общих для всех правил ответственного поведения стран, закрепляющих в цифровой среде принципы уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой, права на индивидуальную и коллективную самооборону, уважения прав и основных свобод человека. Кроме того, необходимость построения системы международной информационной безопасности подразумевает принятие мировым сообществом принципов сетевой нейтральности, уважения информационного/цифрового суверенитета, равноправия и децентрализованного управления интернетом. По большому счету речь идет ни много ни мало о демократии на международном уровне, которой пока противопоставляются западными странами разной степени имперские построения, чреватые новой конфронтацией. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1172
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1482
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1078
Американо-китайские игры вокруг Украины

Американо-китайские игры вокруг Украины

Владимир Скосырев

Вашингтон требует, чтобы Пекин не поддерживал ВПК России

0
892

Другие новости