Фото Tech. Sgt. Paul Labbe / U.S. Air Force
Не успел Вашингтон заявить о завершении миссии американских военных в Афганистане к 31 августа, как после телефонного разговора в минувшую пятницу президентов США и Афганистана Джозефа Байдена и Ашрафа Гани в дело вступила авиация ВВС и ВМС Соединенных Штатов. Она возобновила удары по позициям отрядов «Талибана» (запрещен в РФ) – в частности, по формированиям, блокировавшим административные центры провинций Кандагар и Гильменд. Самолеты и беспилотные летательные аппараты взлетали с авиабаз в Персидском заливе, расположенных в ОАЭ и Катаре, и с борта авианосца «Рональд Рейган».
Одновременно над Кабулом впервые за последние несколько лет появился стратегический бомбардировщик В-52. По всей видимости, его полет также является демонстрацией решительных намерений Вашингтона вмешаться в ситуацию.
Несмотря на утешительные заявления директора ЦРУ Уильяма Бернса, что правительство Ашрафа Гани «сохраняет значительный военный потенциал», решение американцев возобновить применение своих боевых самолетов говорит о том, что дела у афганского руководства действительно плохи. Это вынужден признать генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США. По его словам, из примерно 420 районов Афганистана около 212 в настоящее время находятся в руках талибов. Они наступают в пригородах 17 административных центров провинций и столицы страны Кабула. Талибы захватили пограничные переходы с Ираном, Узбекистаном и Таджикистаном, через которые идет товарообмен с зарубежными странами, а также усилили свое присутствие на севере Афганистана. Причем в ряде мест боевых действий как таковых не происходило. Талибам где уговорами, а где угрозами удалось убедить военнослужащих Афганской национальной армии (АНА) прекратить сопротивление и капитулировать.
У многих гарнизонов правительственных войск другого выбора не было. Брошенные на произвол судьбы командованием, израсходовав боеприпасы, запасы материально-технических средств, обремененные большим количеством раненых, они были вынуждены сдаваться на милость победителей. В ряде мест от военнослужащих АНА требовали обещаний, что они впредь не будут воевать с талибами.
Возобновление американских воздушных ударов ожидаемо привело к взаимным обвинениям «Талибана» и США в нарушении соглашения, заключенного ими в феврале прошлого года в столице Катара, Дохе. Талибы пообещали, что без ответа это не оставят и возмездие обязательно последует.
Похоже, пойдя на возобновление авиаударов, команда 46-го американского президента, не ожидавшая такого быстрого распада афганской армии, созданной и обученной США, поняла, что военная победа талибов и крушение правительства Гани может нанести сильный удар по ней самой и поставить крест на возможном втором президентском сроке Байдена. Отсюда и такая сумбурная реакция на складывающуюся обстановку. В итоге принимаемые решения не разрешают существующие проблемы, а, наоборот, только порождают новые.
Совсем недавно Байден говорил, что афганцы должны сами решать свои проблемы. Однако решением возобновить воздушные удары по талибам он демонстрирует, что США вновь вступили во внутриафганскую борьбу на стороне одной из противоборствующих сторон.
После пятничного разговора двух президентов у Ашрафа Гани, поспешившего заявить, что Америка «продолжит защищать Афганистан», теперь нет причин договариваться с талибами о разделе власти. Талибы же заявляют, что Гани должен уйти в отставку, прежде чем станут возможными какие-то договоренности о переходном правительстве. В итоге тупик.
То, что противоборствующим сторонам не удается найти точки соприкосновения, показали и прошедшие 16–18 июля Дохе переговоры между делегациями правительства Афганистана и «Талибаном». Они проходили в закрытом режиме. Но, судя по утечкам, на предложение правительственной делегации прекратить насилие как условие для проведения переговоров талибы выдвинули требования, выполнение которых Ашрафом Гани будет означать фактические признание им капитуляции.
Совершенно очевидно, что талибы намерены одержать военную победу. Но что дальше? В одиночку они вряд ли удержат власть в своих руках. Причин несколько. Во-первых, многие афганцы не хотят возвращения порядков Средневековья, установленных талибами во время их первого правления. Лидеры бывшего Северного альянса уже не только заявляют о своей готовности начать сопротивление, но и формируют ополчения на местах.
Во-вторых, предлагаемое лидерами «Талибана» восстановление Исламского эмирата неприемлемо для мирового сообщества. Это не позволит добиться талибам международного признания. Так уже было во время их первого прихода во власть. Но без международного признания и сотрудничества с мировым сообществом нельзя разрешить огромное количество проблем, накопившихся в разоренной и разрушенной многолетней войной стране. Следовательно, талибам в любом случае придется идти на определенные компромиссы, соглашаться на формирование коалиционного правительства и сотрудничество с теми, кого они сейчас называют иностранными марионетками.
комментарии(0)