Фото Reuters
Произошла сенсация. Ожидаемая. Свыше полутора месяцев в Перу терпеливо ждали решения высшей электоральной инстанции относительно итогов президентских выборов. И дождались. Победитель схватки наконец определился. Им стал преподаватель сельской школы Педро Кастильо.
В латиноамериканской стране, расположенной на побережье Тихого океана, длительное время продолжалась крайне напряженная электоральная кампания 2021 года. В схватке за высший пост изначально участвовали пять претендентов. Во второй тур вышли двое. Это 51-летний деревенский учитель Педро Кастильо, выдвинутый организацией «Свободное Перу», он набрал 19,10% голосов, и Кейко Фухимори, представлявшая «Народную силу», она получила 13,36%. Национальное бюро по избирательным процессам лишь через несколько дней обнародовало результаты первого раунда.
Еще дольше длилось объявление окончательных итогов состязания. Причина коренилась в микроскопической разнице. Сначала впереди оказалась Фухимори, имевшая преимущество в столице, затем ее опередили бастионы Кастильо – сельская местность и горные районы. Ждали информацию о предпочтениях избирателей, проживающих за рубежом. Таковых насчитывалось значительное число. Подсчет длился слишком долго – с 6 июня по 19 июля. Это беспрецедентный случай. Высшая электоральная инстанция, боясь ошибиться и вызвать нарекания соперников, скрупулезно считала голоса. Ведь на кону стояли десятые доли процента. После подсчета 99,935% бюллетеней Кастильо опережал соперницу на 49 тыс. голосов. В итоге он получил 50,125%, его соперница – 49,875%. Разница составила 44,058 голоса. Но все ждали официального вердикта. Так как имелись жалобы сторон, Национальная коллегия по избирательным делам получила время для их рассмотрения.
Кейко Фухимори постепенно продвигалась к вершинам властного олимпа. После 10 лет у власти (с 1990 по 2000 год) ее отец Альберто Фухимори стал манипулировать Основным законом. Распустил парламент и, отправившись на саммит в Бруней, не вернулся домой, обосновался на родине предков, в Японии, по факсу прислав прошение об отставке с поста президента страны. За предложение сместить его с занимаемого поста из-за неспособности руководить государством проголосовали большинство парламентариев. Он пожизненно лишался права занимать выборные должности. Потом Альберто Фухимори обосновался в соседней Чили. Там его арестовали по запросу Интерпола и в наручниках препроводили в Перу. В апреле 2009 года Верховный суд приговорил экс-президента к длительному заключению. Ему инкриминировалось убийство граждан в столичных районах Barrios Altos и La Cantuta в 1991 и 1992 годах, похищение предпринимателя и журналиста.
Тем временем политические процессы в Перу вернулись в нормальное русло. Прошли досрочные выборы. Дело отца в изменившихся условиях пыталась продолжить дочь, благо опыт в публичной политике у нее уже был. После развода Альберто Фухимори с супругой именно Кейко сопровождала президента на официальных мероприятиях. Попутно она участвовала в электоральных кампаниях, уже тогда являлась депутатом парламента. Первую попытку стать главой государства Кейко предприняла на президентских выборах 2011 года. Тогда она уступила отставному полковнику Ольянте Умале с минимальной разницей. Следующий заход Кейко Фухимори к власти состоялся спустя пять лет. В этот раз ее соперником оказался Педро Пабло Кучииски, либеральный экономист. Кейко Фухимори отстала на 0,2%. Несмотря на относительные неудачи, она продолжала упорно двигаться к заветной цели.
У нее и Кастильо – диаметрально противоположные взгляды. Он ратовал за всемерное усиление роли государства, национализацию ключевых отраслей хозяйства, дополнительные налоги на доходы горнодобывающих компаний, созыв Конституционной ассамблеи для реформирования Основного закона. На его мировосприятие как выходца из Кахамарки оказал воздействие парадокс: бедный департамент невероятно богат залежами золота. Его соперница выступала за сохранение прежнего политического устройства, социальную рыночную экономику, адресную поддержку слоев, пострадавших в последнее время. Она опиралась на электорат столицы, он на жителей провинции. В условиях сшибки несовместимых моделей избиратель накануне решающей битвы находился перед сложной дилеммой. Как подчеркивал перуанский аналитик, народ решал, что поддержать – обновленный фухиморизм или коммунизм. Известный писатель Марио Варгас Льоса, некогда соперничавший с Альберто Фухимори, в сложившейся ситуации заявил о предпочтении его дочери.
Все предшествующие президенты сохраняли приверженность свободному рынку. Победитель выборов обязан учитывать это. Эйфория от победы Кастильо закончится. Наступят суровые будни. У ведущей фракции в Национальном конгрессе, состоящем из 130 депутатов, нет квалифицированного большинства. Сторонники Кастильо имеют там всего лишь 37 мест. А ведь после 2016 года страна переживала период турбулентности. За 5 лет, словно фигуры на шахматной доске, сменились четыре президента.
Кастильо – новичок на политической сцене. Он приобрел известность тем, что стал организатором выступления профсоюза учителей в 2017 году, требовавших повышения заработной платы. Бизнес опасается, что победитель направит общество по пути левых радикалов. Сам он открещивается от подобного варианта, обещал сохранить автономию Центрального резервного банка от исполнительных органов и не делать резких шагов, способных разбалансировать экономику. Кастильо подчеркнул приоритетную цель: избавить общество от катастрофического неравенства. Его лозунг: «Покончить с бедностью в богатой стране». Не исключено, что нового президента ждет импичмент. Это не раз случалось в истории Перу. Соперница Кастильо признала поражение, но не смирилась с ним. Она полна решимости продолжить битву в следующем электоральном цикле. Но это уже другая история.
комментарии(0)