Фото Reuters
Одной из основных тем германской внутриполитической повестки последней недели, безусловно, остается разрушительное наводнение на западе страны, в результате которого в двух федеральных землях – Рейнланд-Пфальц и Северный Рейн – Вестфалия погибло более полутора сотен человек, тысячи остались без крова, а инфраструктуре был нанесен огромный ущерб.
В то время, как точный масштаб бедствия еще только предстоит оценить (по предварительной оценке, на ликвидацию потребуются десятки миллиардов евро), природная катастрофа начинает постепенно приобретать политическое звучание.
Главным образом это связано с приближающимися в конце осени в Германии парламентскими выборами, в преддверии которых различные политические силы стараются повсеместно нарастить свои рейтинги, используя различные сюжеты.
И ситуация с наводнением, а точнее с его причинами и последствиями, как бы цинично это ни звучало, не станет в этом плане исключением. Скорее даже наоборот, может явиться одним из дополнительных факторов предвыборной гонки, постепенно переходящей в эндшпиль.
И хотя использование темы стихийного бедствия в избирательной кампании не является чем-то из ряда вон выходящим в германской политике (достаточно вспомнить наводнение на Эльбе в 2002 году, позволившее социал-демократам одержать победу на парламентских выборах), нынешняя ситуация является поистине уникальной. По двум причинам.
Во-первых, в нее напрямую вовлечены основные участники предвыборной гонки.
Во-вторых, существует довольно большая вероятность изменения существующего статус-кво.
А проще говоря, ситуация с наводнением открывает «окно возможностей» для ряда политических сил по наращиванию общественной поддержки и улучшению своих позиций.
Основной вопрос – как правильно это сделать.
Он прежде всего актуален для пока еще теневого фаворита – партии «Союз 90/Зеленые». Для нее ситуация с наводнением является знаковой по ряду причин. Во-первых, оно четко укладывается в «партийную идентичность» «Зеленых», для которых защита климата и борьба с глобальным потеплением (а наводнение, по признанию многих экспертов, вызвано именно этим) являются одним из основных идеологических направлений. Во-вторых, она пришлась на кризисный период – имиджевые потери и снижение партийных рейтингов «Зеленых» в связи со скандалами вокруг сопредседателя партии и кандидата в канцлеры Анналены Бербок. В этих условиях использование темы наводнения, особенно в контексте климатической повестки, было бы весьма кстати.
Тем не менее «Зеленые» пока отнюдь не торопятся это делать. Во многом это связано с тем, что в партии пока не определились, как правильно «подать» избирателям эту тему, чтобы не навлечь на себя обвинения в популизме и в том, что они пытаются «нагреть руки» (читай: получить политические дивиденды) на ситуации с наводнением. Лидеры партии – Бербок и Роберт Хабек пока ограничиваются лишь заявлениями о поддержке пострадавших, а также высказывают намерение посетить охваченные природным бедствием районы.
Впрочем, совсем отказываться от использования темы наводнения/изменения климата в своей предвыборной кампании «Зеленые» отнюдь не намерены, планируя сделать это позже, когда минует острая фаза кризиса. При этом они, как и другие политические силы, явно пытаются «подкараулить» ошибку со стороны основного конкурента – блока ХДС/ХСС.
В данном случае речь идет не только о том, что «черные» вместе с социал-демократами входят в правящую коалицию, а следовательно, ответственны за ликвидацию последствий наводнения, но и о том, что премьер-министром одного из охваченных природным бедствием регионов – земли Северный Рейн – Вестфалия, является не кто иной, как кандидат в канцлеры от ХДС/ХСС Армин Лашет.
В настоящее время именно к его действиям приковано всеобщее внимание, причем в том числе и коллег по партии. Партийные функционеры ХДС ожидают, что Лашет, который вопреки ожиданиям не прервал свою избирательную кампанию, в сложившихся условиях не просто покажет себя эффективным антикризисным управляющим, что позволит блоку сохранить, а то и нарастить рейтинги на финишной прямой, но и постарается не перебарщивать с пиаром. А самое главное – будет всячески избегать репутационных рисков. И если с пиаром у Лашета все в порядке – многие эксперты ставят ему в плюс использование «политики в резиновых сапогах» – активной PR-кампании по ликвидации последствий природной катастрофы, в свое время обеспечившей положительный результат СДПГ, – то с репутацией у кандидата от ХДС/ХСС начинают возникать проблемы.
Так, поистине бурю общественного негодования вызвало видео с выступлением федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера с заявлениями о поддержке охваченных природным бедствием регионов страны, где на заднем плане мелькает мило общающийся с коллегами и смеющийся Лашет.
При этом в первую очередь не преминули «попенять» за это премьер-министру Северного Рейна – Вестфалии, который в итоге был вынужден извиняться, политические оппоненты – СДПГ и СвДП.
Лидер социал-демократов Олаф Шольц и глава «Свободных демократов» Кристиан Линднер назвали такое поведение кандидата в канцлеры от блока ХДС/ХСС «вопиющим» и «неприемлемым». Впрочем, как и «Зеленые», СДПГ, СвДП и другие политические силы, судя по всему, пока не готовы педалировать использование темы наводнения в своих предвыборных кампаниях, опасаясь неправильной общественной реакции.
Тем не менее по мере приближения к выборам ситуация скорее всего будет меняться. Во всяком случае к середине августа – началу сентябрю станет не просто окончательно ясен объем ущерба, но и будет выработана стратегия по ликвидации последствий, которую власти начнут реализовывать.
И тогда следует ожидать явной активизации политической риторики, связанной с темой наводнения в Германии (особенно в плане эффективности мер). Пока же она является одним из «спящих» факторов, находясь в своеобразном политическом «загашнике». Но непременно будет извлечена на свет в нужный момент времени. И это будет во всех смыслах интересно.
комментарии(0)