Вакцинация не заменяет стратегии формирования безопасного образа жизни с инфекцией. Фото Reuters
Эпидемия с нами уже полтора года, но почти каждый день возникают новые вопросы. Прежде всего, конечно, про опыт стран, которые в чем-то сильно преуспели или пострадали более других. Вот, из Израиля сообщают, что среди заболевших половина – прошедшие полную вакцинацию. Как такое может быть, если вакцина хорошо защищает?
Действительно, в Израиле в возрасте с 20 лет вакцинировано более 70%, а в возрасте с 80 лет – более 90%. Активно идет вакцинация подростков. Но при этом медленно нарастает заболеваемость и вводятся ограничения – ношение масок опять обязательно в закрытых помещениях.
Израиль действительно на пути к полной вакцинации. Когда будут все вакцинированы, тогда вообще все 100% заболевших будут из числа вакцинированных. Вакцина ведь не гарантирует защиту. Вот небольшая доля людей и будет болеть.
Кроме того, надо учитывать тот факт, что почти все вакцины (и русский «Спутник-V» – тоже) испытаны на предмет предотвращения клинически выраженной инфекции, то есть тех случаев инфекции, которые приводят к обращению к врачу. Иными словами, мы мало знаем о том, как вакцины защищают от развития бессимптомной и легкой инфекции. Точнее, уже знаем, что вакцинированные болеют обычно легко. Сейчас в Израиле почти все, кого регистрируют как больных, это «больные по тесту ПЦР», сплошь без клинических проявлений.
Если впереди почти полная вакцинация, которая пусть не дает гарантии неуязвимости, но большинству обещает легкое течение болезни, то зачем возобновлять ограничительные меры? Неужели маски носить для того, чтобы искоренить вирус в стране? Такие страны есть. Новая Зеландия преуспела. До недавнего времени Австралия торжествовала. Ее пример показателен: въехал инфицированный турист – и благодать исчезла. Израильское правительство выглядит хаотичным (еще бы – два раза в год выборы), но предпринимаемые действия отражают формирующееся научное понимание эпидемиологической ситуации и мер по ее улучшению.
Год назад даже лучшие эпидемиологи мира разделились. Одни собрались вокруг имени Джона Сноу – легендарного эпидемиолога – для того, чтобы возгласить необходимость повсеместных и длительных локдаунов – единственного эффективного и быстрого средства борьбы с распространением инфекции. Последнее – правда. Другие объединились вокруг декларации, названной по имени местечка Грейт Баррингтон. Основное содержание – призыв к рациональным ограничительным мерам, не разрушающим жизнь общества.
О том, что полная вакцинация и ревакцинация смогут решить проблему продолжающейся пандемии, говорят только продавцы вакцин, все еще твердящие о коллективном иммунитете. Коллективного иммунитета в смысле невосприимчивости популяции к внесению вируса (это правильный смысл!) вакцинацией имеющимися вакцинами добиться нельзя. Нынешние вакцины хорошо защищают людей от тяжелой болезни, несколько замедляют передачу инфекции. Но не прекращают эпидемии.
И все же коллективный иммунитет достижим совокупностью средств, а не одними лишь вакцинами. Поясню. Коллективный иммунитет упрощенно связывают только с иммунностью членов коллектива в результате вакцинации или перенесенной болезни. В действительности коллективный иммунитет может и обычно частично достигаться мерами изоляции и модификации поведения. Так популяция пользователей инъекционных наркотиков может быть иммунной к внесению гепатита С, если ее члены используют одноразовые шприцы.
Вот так сейчас выглядит политика Израиля: максимальная вакцинация для защиты людей плюс ограничительные меры для сокращения передачи инфекции. Очевидно же, что Израиль не может изолироваться от соседей, которые в большинстве не то что не вакцинируются успешно, но даже с базовыми средствами гигиены испытывают трудности.
При нынешней заболеваемости – 20 человек в день – кажется, можно было бы не утруждать людей ношением масок в закрытых помещениях. Это неверная логика. Надо пытаться управлять эпидемическим процессом именно при низкой заболеваемости. Например, заболеваемость чумой в России поддерживается на таком очень низком уровне. Никому в голову не приходит прекращать наблюдение за природными очагами чумы и принимать меры при ее выявлении, поскольку людей заболевает очень мало.
Отсюда мне видится важный вывод для России. Развертывание вакцинации – дело хорошее. При должном старании уровень вакцинации нынешнего Израиля может быть достигнут в России к концу года. Но вакцинация не решает проблем ближайшего месяца. И уж тем более не заменяет стратегии формирования безопасного образа жизни с инфекцией. Инфекция никуда не денется. Она навсегда с нами.
Природа иногда приятно удивляет – как произошло с исчезнувшим первым уханьским коронавирусом, – но надеяться на это через полтора года эпидемии было бы легкомыслием. На наших глазах в июне была совершена трагическая ошибка, которой не должно было быть. На фоне нарастающей заболеваемости не принимались меры по ограничению распространения вируса, проводились массовые мероприятия, несмотря на то что больницы были уже заполнены.
Думаю, что страна платит сейчас за это легкомыслие по крайней мере 500 жизней в день. Необходима систематическая работа над научно обоснованными мерами прерывания распространения инфекции, сохраняющими по возможности нормальную производственную, социальную жизнь. Анализ результатов и новая, бесконечная тонкая настройка защиты общества от эпидемии.
За компанией по вакцинации внимательно следили также авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Мейстер» обращает внимание на заявление Дмитрия Пескова комментировавшего ужесточение мер, направленных на поддержку прививок во Франции. «Пресс-секретарь российского президента заявил, что «сама логика развития ситуации с пандемией в странах мира говорит в пользу этих решений, говорит о том, что подобные решения… к сожалению, могут стать безальтернативными для того, чтобы побороть эту пандемию и предотвратить дальнейшие вспышки». Хотя московские меры и мягче французских, они придали ощутимое ускорение темпам вакцинации в столице. На данный момент этот процесс идет на грани пропускной способности. Однако со временем темпы начнут неизбежно падать, поскольку вакцинируются все, кого можно подтолкнуть к прививке добрым словом и qr-кодом. Хорошо, если это произойдет уже после того, как будет достигнут уровень коллективного иммунитета, хуже – если не удастся привить достаточное количество граждан. Очевидно, что на этот случай московские власти будут внимательно изучать международный опыт стимулирования вакцинации и, в случае необходимости, попытаются скопировать ходы, которые удачно себя проявят».
«Темник» констатирует, что некоторые политики в РФ активно эксплуатируют тему вакцинации в политической борьбе. «Использование в предвыборный период антипрививочных элементов не удивляет. Для повышения рейтинга партии апеллируют к немалой аудитории. По данным «Левада-Центра» (признан в РФ иностранным агентом), 54% россиян не хотят вакцинироваться, а 58% выступают против гипотетической всеобщей вакцинации», - подчеркивает «Темник».
комментарии(0)