0
6481
Газета Я так вижу Печатная версия

24.06.2021 20:08:00

С небес – за решетку. За 65 лет до инцидента в Белоруссии "воздушное пиратство" было совершено Францией

Кирилл Привалов

Об авторе: Кирилл Борисович Привалов – журналист-международник, писатель.

Тэги: франция, воздушное пиратство, алжир, история, санкции, белоруссия, протасевич, арест

Политический кризис в Белоруссии 2020. Все статьи по теме



франция, воздушное пиратство, алжир, история, санкции, белоруссия, протасевич, арест На фото лидеры алжирского Фронта национального освобождения перед вылетом из Рабата. Фото wikipedia.org

Министры иностранных дел 27 стран Евросоюза приняли четвертый пакет индивидуальных санкций против Белоруссии и согласовали возможности для скорейшего введения секторальных экономических санкций. Не исключается принятие и пятого санкционного пакета. Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель на пресс-конференции по итогам заседания Совета ЕС на уровне глав МИД еще раз напомнил, что к ужесточению позиции «единой Европы» привел инцидент с самолетом Ryanair, который направлялся из Афин в Вильнюс, но экстренно приземлился в Минске. Пока лайнер находился в Белоруссии, с рейса сняли двух пассажиров – белорусского оппозиционера Романа Протасевича и россиянку Софью Сапегу, администратора Telegram-канала «Черная книга Беларуси».

Запад потребовал их освободить и поспешил назвать инцидент с посадкой и с последующим арестом «нежелательных пассажиров» неприемлемым и беспрецедентным. Очередное лукавство. Прецеденты есть, да еще какие!.. Отнюдь не в пространстве Белоруссии впервые была нарушена Чикагская конвенция от 1944 года, заложившая начало международной политики чистого неба. В этом контексте обычно вспоминают о вынужденной посадке в Вене в 2013 году самолета Dassault Falcon 900 FAB-001 президента Боливии Эво Моралеса. Суть этого инцидента объясняют слухами, якобы распространенными США о том, что Эдвард Сноуден, американский спецагент, который попросил убежища в России, находился на борту боливийского лайнера…

На самом же деле то, что сегодня называют на Западе официальным воздушным пиратством, было впервые совершено такой, казалось бы, «классически цивилизованной» страной, как Франция.

Эта история вполне могла бы стать канвой для приключенческого сериала. 22 октября 1956 года, в разгар войны Алжира с метрополией за независимость, пять лидеров алжирского Фронта национального освобождения (ФНО) собирались отправиться гражданским рейсом из Рабата, что в Марокко, в Тунис. Его тогдашний президент Хабиб Бургиба организовал конференцию о будущем стран Магриба. В этот же день в 8 часов 30 минут утра в кабинете Пьера Шоссада, генерального секретаря французского правительства Алжира, раздался звонок: «Мы можем одним махом нанести мятежникам страшный удар. Надо только перехватить самолет, на борту которого находятся Ахмед Бен Белла, Мохамед Хидер и другие лидеры ФНО». Предложение полковника Дюкорно, директора военного кабинета министра по делам Алжира генерала Робера Лакоста, показалось чиновнику заманчивым. Только как это сделать? Тем более что самолет принадлежит марокканским авиалиниям.

«Все согласовано, – успокоил администратора военный. – Да, самолетом владеет Royal Air Maroc, но экипаж-то на нем французский. Мы организуем по пути в Тунис вынужденную посадку и заменим пилотов и стюардесс на наших людей». Опасаясь взять на себя ответственность за воздушный угон, Шоссад на всякий случай связался с генералом Франдоном, в ведении которого был контроль за региональным воздушным пространством французского Алжира. Тот подтвердил, что операция разработана под руководством полковника Жермена, шефа в Алжире SDECE (Службы внешней документации и контрразведки) – внешней разведки Франции. Более того, генерал Лакост проинформировал о захвате гражданского самолета самого Ги Молле, президента Национального собрания, который предпочел занять выжидательную позицию и не высказывать никаких соображений по этому поводу. А молчание политиков – это, как известно, знак согласия, и военные принялись действовать.

После вылета из Марокко пассажирам было сообщено, что самолет нуждается в дополнительной заправке: дескать, алжирское воздушное пространство придется облетать – идут военные действия, поэтому в целях безопасности лучше будет сделать небольшой крюк и совершить посадку в Испании. На Балеарских островах всю команду на «каравелле» сменили на присланных из метрополии офицеров спецслужб. Когда же лайнер вновь поднялся в воздух, к нему – на всякий случай – незаметно присоединились два «миража». На дискретном расстоянии истребители так и сопровождали самолет с лидерами алжирского Сопротивления до пункта посадки.

«Каравелла», сжигая керосин, накручивала над Алжиром пустопорожние круги, а милые стюардессы, щедро раздававшие всю дорогу дорогие напитки, попросили пассажиров опустить шторки на окнах – тоже якобы в целях безопасности. Бен Белла и его соратники, спавшие вполглаза после обильных возлияний, так и поступили. «Мы приземлились в аэропорту Туниса», – наконец-то радушно объявил командир корабля и пригласил пассажиров к выходу. Когда Бен Белла (кстати, будущий Герой Советского Союза) первым ступил на дорожку трапа, он увидел, что его встречает не торжественный эскорт, а вооруженный до зубов наряд французских спецназовцев. Из военного аэродрома Алжира Мезон-Бланш вождей ФНО прямым маршрутом отправили во французскую тюрьму, на остров Экс в метрополии.

Ахмед Бен Белла вернется на родину только летом 1962 года, после достижения независимости Алжиром. Первый президент этой страны, в 1965 году он будет в ходе переворота смещен с поста своим соратником полковником Хуари Бумедьеном… Это, впрочем, совсем другая история. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Ирина Акимушкина

Почему восстановление дипломатических связей Кубы и США не привело к изменениям в двусторонних отношениях

0
2524
Французы хотят перехода к Шестой республике

Французы хотят перехода к Шестой республике

Юрий Паниев

Рейтинги руководителей страны обвалились до минимума

0
3227
Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Игорь Субботин

Иранцев хотят приучить к перебоям электроснабжения

0
4787
Треть века в «шестиугольной стране»

Треть века в «шестиугольной стране»

Мила Углова

Валерий Байдин представил роман, 80 глав которого можно назвать «оглавлением» его жизни

0
314

Другие новости