На фото депутаты парламента Гренландии перед весенней сессией 2021 года. Фото Reuters
«Мы хотим быть торговым партнером. Мы не хотим быть объектом торговли» – яркий афоризм Пеле Броберга, нового министра промышленности, торговли, иностранных дел и климата Гренландии. И это относится не только к торговле. Буквально за несколько месяцев, прошедших с апрельских внеочередных парламентских выборов в Гренландии, Зеленая земля продемонстрировала резкий рост национального самосознания и стремления к самостоятельности на мировой арене, к большей независимости от Дании.
В условиях тающего ледяного щита Арктики и открытия новых транспортных маршрутов в высоких широтах все явственнее проявляется двойственность роли Гренландии в мировой политике. С одной стороны, Зеленая земля закономерно остается важным объектом соперничества великих держав. А с другой – новое руководство острова, осознав остроту геополитического момента, научилось ловко маневрировать на мировой арене, манипулируя возрастающим к нему интересом США, Китая и России. Не говоря уже о менее крупных игроках на арктическом льду.
Свидетельством успеха нового правительства острова можно считать сделанное на днях заявление премьер-министра Дании Метте Фредериксен касательно усиливающихся позиций Гренландии в Арктическом совете (АС), важнейшем региональном межправительственном форуме. Отныне Гренландия будет выступать на заседаниях АС от имени Дании первой. За ней слово перейдет к Фарерским островам, а затем – к самой Дании. К тому же Гренландия станет «главным подписантом любых заявлений». Напомним, что 20 мая на министерской встрече АС в Рейкьявике обе широкие автономии Датского королевства получили слово после речи министра иностранных дел Дании в рамках отведенного для его выступления времени.
Пока остается открытым вопрос, провозгласит ли Гренландия собственную арктическую стратегию или будет обновлена истекшая в 2020 году совместная арктическая стратегия Датского королевства с его обеими широкими автономиями. Пеле Броберг, харизматичный 48-летний министр с солидным политическим и деловым опытом, склоняется к разработке Гренландией собственной четырехлетней стратегии в Арктике. На минувшей неделе он достаточно подробно презентовал внешнюю политику нового правительства Гренландии на виртуальной медийной платформе международной ассамблеи «Арктический круг». Но пока это лишь правительственные наработки курса, так как в соответствии с регламентом правящей коалиции Гренландии ее внешняя политика подлежит утверждению парламентом острова.
Броберг заявил о намерении проводить «активную внешнюю политику», ибо «живя в динамичном мире, Гренландия намерена стать частью мирового сообщества». Акцент делается на открытие диппредставительств по всему миру. Они уже есть в Брюсселе, США, Исландии. В конце года планируется открытие в Пекине. Кстати, еще в прошлом году сообщалось о намерении России назначить почетного консула в Нууке, столице острова.
Отвечая на мой вопрос касательно перспектив российско-гренландских взаимоотношений, Броберг сообщил о намерении воспользоваться полученным от главы российской дипломатии Сергея Лаврова приглашением и посетить Россию. Их краткая встреча состоялась в Рейкьявике на полях XII министерского заседания АС. «Мы ищем способы обеспечить сохранение нынешнего очень хорошего климата между Россией и Гренландией. Мы также рассматриваем различные пути укрепления сотрудничества и взаимодействия в Арктике», – подчеркнул Броберг.
Примечательно, что политик не повелся на провокационный вопрос турка о возможном российско-гренландском конфликте из-за территориального спора (права на хребет Ломоносова, протянувшийся от побережья России через Северный полюс к Гренландии и побережью Канады) и возникновения в этой связи необходимости обратиться за защитой к НАТО. «Это диалог, который в настоящее время ведется и который проходит в хорошем духе. По этому поводу между Россией и Гренландией нет никакого конфликта», – парировал министр.
Касаясь же взаимоотношений с НАТО, Броберг проявил осторожность в формулировках, видимо, памятуя резкую реакцию Владимира Барбина, посла РФ в Копенгагене, заявившего, что «в Арктике нет места НАТО и его вооружениям». Как пояснил гренландский министр, руководство острова склоняется к исландской модели обеспечения безопасности. Она подразумевает, что традиционную нагрузку несет служба береговой охраны, а в экстренной ситуации поддержку Гренландии окажут США, поскольку остров «важен для их обороны».
«Так что мы не думаем о НАТО», – пояснил министр. И, подытоживая свой ответ турку, Броберг заметил: «Таким образом, мы не стремимся создать напряженность, мы на самом деле пытаемся снизить ее с помощью функций береговой охраны».
Что касается визита Броберга в Россию, сроки, видимо, не согласованы. Предполагалось, что местом встречи мог бы стать прошедший Петербургский международный экономический форум, который упоминался Лавровым в контексте российско-гренландских контактов в Рейкьявике. Не случилось. Впрочем, возможностей для визита в Россию может быть еще много, особенно с учетом того, что Россия до весны 2023 года будет исполнять обязанности председателя АС, на котором для Гренландии открываются весьма интересные перспективы.
комментарии(0)