Говорят, только в русских сказках у дракона – три головы, тогда как в европейских он всегда обходится одной. Возможно, наш родной Змей Горыныч – воплощение исторического опыта русского народа, который, постоянно отражая атаки и с запада, и с востока, и с юга, убедился в том, что зло – многолико. Эта выстраданная истина находит себе подтверждение и в наши дни, когда давление на Россию осуществляется сразу по нескольким векторам. Сегодня у дракона по имени «Западные санкции» помимо двух голов, изрыгающих пышущие жаром политические заявления и экономические ограничения, появилась и третья – зеленая. Она, несмотря на свой цвет, вроде бы самая добрая и безобидная. Она не палит огнем и не скрежещет зубами, а мягко, но настойчиво увещевает россиян: ваша «страна-бензоколонка» (по выражению сенатора Джона Маккейна) скоро закроется, ибо в «светлом будущем» не будет потребности в нефти и газе, а будет царствовать так называемая зеленая энергетика. И именно поэтому данная голова – самая опасная. Ее убаюкивающие заклинания кружат голову некоторым российским политикам и экспертам и грозят вылиться в поспешные и необдуманные шаги, которые могут оказаться опаснее любых политических и экономических санкций.
Так, в ходе Петербургского международного экономического форума председатель Счетной палаты Алексей Кудрин объявил о том, что России придется урезать использование углеводородов и «самим уменьшить вклад экспорта в мировую экономику и сократить наши валютные доходы». Почему же необходимы такие радикальные шаги? Не потому что российская земля оскудела нефтью и газом, а потому-де, что нам надо уменьшить «углеродный след».
Любопытно, что подобные заявления уже не производят эффекта разорвавшейся бомбы, а воспринимаются даже как-то обыденно. Гипнотическое воздействие западного «зеленого змия» настолько велико, что часть экспертного сообщества уже как-то смирилась с мыслью: мол, эра нефти действительно уходит и отказ России от углеводородов – печальная необходимость. При этом на веру априори принимаются две тезиса. Во-первых, западный мир и сам готов чуть ли не завтра полностью отказаться от нефти и газа, и поэтому движение России в аналогичном направлении – вынужденная мера. Во-вторых, уже существуют технологии, позволяющие быстро и эффективно осуществить пресловутый энергетический переход. Но это лишь гипноз.
Да, в глобальном энергобалансе достаточно быстро растет доля ВИЭ. Даже не будем задаваться вопросом, какой ценой это происходит и сколько здесь политики, дотационных программ, а сколько экономики. Просто подчеркнем тот бесспорный факт, что полный отказ от углеводородного сырья в обозримой перспективе не прогнозирует ни один мало-мальски серьезный эксперт. На десятилетия вперед именно нефть, и особенно газ, останутся основой мирового ТЭК. Конечно, некоторые западные компании-мейджоры сегодня под давлением «зеленого лобби» сокращают свои инвестиции в новые добычные проекты и обещают в перспективе вовсе отказаться от «грязных углеводородов». Но на их место с радостью приходят государственные нефтегазовые компании из тех стран, куда нога «зеленоголового дракона» пока практически не ступала. Или мы думаем, что Saudi Aramco послушает заявления Кудрина, тоже решит внести свой вклад в сокращение углеродного следа и завинтит вентили на своих промыслах? Или это сделают сланцевые компании в «колыбели демократии»? Нет, они скажут спасибо руководителю Счетной палаты и увеличат собственную добычу, занимая нишу, освобождаемую Россией.
Не выдерживает критики и второй тезис – о якобы высокой степени готовности «альтернативных» технологий. Как отмечают эксперты, отрасль возобновляемых источников энергии пока находится в зачаточной форме, а на разработку экономически окупаемых технологий потребуются многие десятилетия. Это означает чрезвычайно высокую потребность в инвестициях: по оценкам МЭА, в 2030-2040-х годах это порядка 4 трлн долларов ежегодно, что эквивалентно 4% мирового ВВП.
Почему же тогда Россию пытаются заставить бежать впереди паровоза, то есть сокращать добычу углеводородов раньше, чем ее прямые конкуренты на рынке нефти и газа и еще до того, как «черному золоту» и «голубому топливу» найдена реальная замена? «Зеленая голова» санкционного дракона тут загадочно улыбается…
Уже практически всем стало очевидным, что секторальные санкции против России не возымели никакого эффекта. Наоборот, они привели к процессу импортозамещения и росту производства в ряде отраслей. Поэтому следует менять тактику. Надо устыдить Россию, упрекнуть ее в том, что она «загрязняет планету», поставляя на экспорт свои нефть и газ. Затем необходимо вытащить из рукава козырь энергетического перехода и заставить Россию расплачиваться за эти мнимые грехи. Можно делать это руками европейцев, подталкивая их к введению так называемого трансграничного углеводородного налога. А то, что это приведет к росту цен на газ и автомобильное топливо для рядовых граждан стран ЕС – не столь важно для авторов санкций. Но еще лучше заставить россиян самих «наложить руки» на собственную экономику, придушив ее базовый сектор – нефтегазовый комплекс. Мол, если нефть и газ все равно скоро будут никому не нужны, то следует совершить харакири и урезать экспорт углеводородного сырья. Но, думается, разумная часть общества все же способна воспротивится этому давлению «зеленого змия» и не принимать всерьез громкие заявления его адептов. Тем более что эти адепты выглядят не как «добросовестно заблуждающиеся», а скорее как классические «агенты влияния».
Хорошо известно, какие политические фигуры внутри России использует Запад для «наведения мостов», а точнее – для продвижения своих интересов. В этом списке наряду с Анатолием Чубайсом фигурирует и Алексей Кудрин. И поэтому каким-то нехорошим совпадением (совпадением ли?) представляется тот факт, что пассажи о «зеленом будущем» и «экологической ущербности» российского нефтегазового комплекса вдруг начинают снова муссироваться в преддверии встречи Владимира Путина и Джо Байдена. Уж очень это напоминает попытку заранее выкинуть белый флаг, поставить Россию в изначально слабую позицию. А затем, прикрываясь экологическими лозунгами, фактически раздраконить (раз уж речь зашла о драконах) и нефтегазовый комплекс страны, и ее экономику в целом. Кто от этого выиграет – вполне очевидно. Запад руками «агентов влияния» решит сразу две задачи – и значительно ослабит своего главного политического оппонента в лице России, и освободит наконец-то европейский и китайский рынок для нефти и газа США и американских союзников – саудитов.
Возникает ощущение дежа-вю. В конце 80-х – начале 90-х годов такой психологический трюк уже был проделан с Россией. Нас нагрузили чувством вины и ощущением собственной ущербности, а затем де-факто развалили экономику страны. Времена нынче другие, а агенты влияния все те же?
комментарии(0)