Фото Reuters
В Чили, стране с богатыми демократическими традициями, произошло неординарное политическое событие. Граждане посредством всеобщего голосования избрали учредительный конвент в количестве 155 человек, которому надлежит разработать и вынести на референдум новый Основной закон. Он должен заменить Конституцию, принятую диктатором Аугусто Пиночетом в 1980 году.
Особенность настоящего конвента заключается в его паритетном характере. 45% кресел завоевали представительницы слабого пола, 17 мест отводятся коренному населению мапуче. Правящая команда получила 37 мест. Это означает ее неспособность влиять на принятие решений. Специфика запущенного процесса в том, что отныне ведущими игроками в деле подготовки судьбоносного документа, стали не традиционные партии, а лица, отобранные посредством свободной селекции.
Подобная композиция впервые реализована в Латинской Америке. Чили вновь преподала урок соседям. В первый раз это случилось, когда она мирным, ненасильственным способом осуществила демонтаж диктаторской системы.
Старт переменам был дан 5 октября 1988 года, когда прошел плебисцит. С его помощью Пиночет намеревался продлить пребывание у власти на восьмилетний срок. Но большинство чилийцев, участвовавших в референдуме по призыву объединенной оппозиции, воспротивилось коварной задумке. 55% граждан высказались против увеличения срока мандата. Вердикт открыл дорогу к первым за 30 лет свободным выборам. Президентские баталии состоялись 14 декабря 1989 года. На них победил лидер христианских демократов Патрисио Эйлвин. Его и последующим правительствам приходилось действовать крайне осторожно.
Присутствие диктатора на политической арене продолжало ощущаться и после передачи полномочий. Пиночет сохранил пост главнокомандующего сухопутными войсками и пожизненного сенатора. Демонтаж системы осуществлялся без резких движений, по мере изменения соотношения сил. Эта операция требовала предельной осторожности, напоминала работу сапера на минном поле. Любой неосторожный шаг мог привести к взрыву.
При социалисте Рикардо Лагосе в июле 2002 года 86-летний Пиночет оставил пост пожизненного сенатора. В мае 2005 года парламент одобрил важнейшие законопроекты. Все без исключения сенаторы должны избираться путем прямого голосования. Второй декрет позволял президенту назначать и сменять командующих родами войск. Под руководством социалистов и христианских демократов осуществлялась регулярная смена всех ветвей власти снизу доверху.
Позднее президент стал баллотироваться на четыре года, с правом выдвигаться вторично спустя один срок по завершении предыдущего мандата. По такой схеме действовала Мишель Бачелет, преемница Лагоса. Она проводила ярко выраженную социальную политику. Намеревалась принять новую Конституцию, но не сумела добиться согласия оппозиционных партий.
Следующий глава государства, мультимиллионер Себастьян Пиньера, пришедший вновь к правлению, надеялся снискать лавры деятеля, добившегося одобрения новой Конституции. Думается, главу государства обуревала ревность к предшественнице, назначенной на высокий пост в ООН.
После возвращения Пиньеры страну захлестнула волна мощных протестов. Детонатором взрыва массового негодования стало незначительное повышение стоимости проезда в столичном метро. Затем грянула пандемия, и властям пришлось сконцентрироваться на ином направлении. Когда напасть слегка отпустила хватку, Пиньера стал реализовывать задуманное.
В соответствии с его планами, состоялся плебисцит, призванный дать ответ на вопрос: желают ли граждане иметь новую Конституцию или сохранить старую. Более 78% поддержали идею.
Остается запустить механизм подготовки и последующего одобрения документа на всенародном референдуме. Впереди непростая работа, и нет сомнений в том, что она будет успешной. Страна обретет Основной закон, отвечающий вызовам современности. Чили больше не может существовать при документе, оставленном в наследство диктатором.
Но самое главное: общество, и прежде всего низы, надеется, что в разрабатываемом документе воплотится мечта о социальной справедливости. Люди надеются, что верховную власть обяжут заботиться не только о состоятельных и обеспеченных верхах, но и рядовых гражданах, вносящих решающий вклад в процветание государства. Они рассчитывают на то, что часть баснословных доходов от меди перепадет простым людям, как и на уменьшение финансовой нагрузки на студентов. Это обстоятельство сплошь и рядом вынуждает родителей закладывать и перезакладывать жилищную собственность. Имеется масса других проблем, требующих разрешения. И они должны быть зафиксированы в готовящемся Основном законе.
комментарии(0)