В школах работают обычные люди – не очень молодые, не очень здоровые и не очень богатые. Фото агентства «Москва»
Прошли традиционные «последние звонки» в школах. Этот праздник, ставший ритуальным еще с советских времен, символизирует окончание учебного года и начало летних каникул. На отдых уходят почти все ученики и многие учителя. Остаются выпускники, сдающие ЕГЭ, и задействованные в этом процессе учителя. Все радуются долгожданному отдыху. Но этот повод для радости весьма относительный.
Последний учебный год стал серьезным испытанием для школьников, родителей и учителей. Привычная классно-урочная система пошатнулась в 2020 году и стала по-настоящему уязвимой в 2021-м. Что же реально происходит?
Во-первых, подняли голову противники ЕГЭ. Те послабления, которые сделали для выпускников в этом учебном году, позволили говорить о полной отмене ЕГЭ и о переходе к другой системе оценивания. Единый государственный экзамен, разумеется, не шедевр. Но есть ли у горячо ратующих за его отмену достаточно серьезная и реальная альтернатива?
Рассуждения о том, что сами вузы будут тестировать будущих студентов, не очень убедительны. Так было в советское время, когда обучение было для всех бесплатным. Но даже тогда существовали репетиторы, «заточенные» под каждый конкретный вуз. Что говорить о дне сегодняшнем, когда образование стало услугой, а вузы с радостью распахивают свои двери перед студентами с тощими знаниями и толстым кошельком? Но это как бы проблема вузов.
Проблема школ несколько в другом. Мы имеем здесь, как сказал бы Ленин, революционную ситуацию, когда ученики не желают учиться по-старому, а учителя в своем большинстве не могут учить по-новому. Пандемия коронавируса доказала, что принципиально возможно обучать школьников при помощи дистанционных технологий. Да, это так, но готовы ли школы, школьники и учителя к этому процессу? Готовы ли родители? Полагаю, что нет. Или почти нет.
Разберем ключевые понятия школьного образования.
Знания и умения – основная цель обучения. Горячие головы утверждают, что дистанционное обучение ничем не хуже очного. Но это совсем не так. С экрана компьютера материал воспринимается хуже, чем при живом общении. Во-первых, дисциплину в классе при дистанте поддерживать практически невозможно. Нельзя уследить за 30 экранами учеников в отличие от визуального контроля в классе. Во-вторых, крайне сложно задать вопросы и получить ответы в чате. Сложно именно для детей. Для студентов и взрослых эта проблема тоже существует, но решается гораздо легче. В-третьих, ленивый или скучающий ученик может просто не слушать урок.
Второе ключевое понятие школьного обучения – оценка. Оценка в традиционном образовании выставляется на основе текущего (например, домашние задания), промежуточного (самостоятельные и контрольные работы) и итогового контроля успеваемости (например, всероссийские проверочные работы или тот же самый ЕГЭ). Важно, что оценка должна на что-то влиять. Сейчас ЕГЭ – пропуск в вуз, ОГЭ – пропуск в десятый класс. Если же убрать пропускную систему, то значимость этих (да и других) оценок заметно снизится. И стимула получать высокие оценки в школе просто не будет.
Третье ключевое понятие – воспитание. Никого не удивлю тем фактом, что с воспитанием школьников далеко не все гладко. И это при пребывании их в самой школе. Что же говорить о воспитании при компьютерном обучении? Конечно, всякие онлайн-мероприятия при вынужденных форс-мажорных обстоятельствах лучше, чем их отсутствие. Но детям нужно живое общение. И они общаются, смею вас уверить, вне зависимости от позиции школ.
Таким образом, дамы и господа, раскачивающие школьную лодку, или не понимают, или не хотят понимать, что ломают систему, альтернативы которой пока нет. Конечно, состоятельные родители учат своих детей у репетиторов. И качество знаний вполне приличное у таких учеников. Но не все могут себе это позволить.
Большинство же родителей и детей надеются только на бесплатную школу. И правильно надеются. Но тогда следует идти эволюционным путем, постепенно меняя старое на новое. Значительное число учителей сегодня у нас в возрасте 50+. Им сложно приспособиться к новым реалиям школьного обучения. Да, они решили задачу в условиях пандемии. Но многие выгорели. Многие, как я сам, например, ушли из школы. Многие испортили себе здоровье. А замены нет. Где молодые инициативные барышни, готовые за гроши терпеть издевательства учеников, хамство родителей и бюрократию руководства? Их нет. Или почти нет. Поэтому нужно ценить тех, кто все же учит детей. Ценить и уважать.
Школьная система сегодня очень неустойчива. Еще пара-тройка опасных реформ, и все может пойти по непредсказуемому сценарию. Поэтому нынешний «последний звонок» прозвучал как предпоследнее предупреждение для чиновников и родителей. Вы все требуете и требуете. Остановитесь в своих хотелках. Поймите, что в школах работают люди – не очень молодые, не очень здоровые и не очень богатые. Не надо бы, чтобы следующий последний звонок стал действительно последним.
комментарии(0)