Фото Reuters
Текущая неделя ознаменована сразу двумя важными событиями на российско-балканском направлении. Во-первых, 14 апреля начался первый визит официальной делегации Республики Татарстан во главе с руководителем региона Рустамом Миннихановым в Боснию и Герцеговину (БиГ). Он без преувеличения носит исторический характер.
Ведь на протяжении многих лет отечественные балканисты, включая автора этих строк, призывали задействовать внутрироссийский исламский фактор в выстраивании отношений с балканскими мусульманами. И в этом смысле состав делегации показателен – в нее вошли председатель Духовного управления мусульман Татарстана, руководитель Агентства инвестиционного развития РТ, министр промышленности и торговли республики, управляющий директор АО «Казанский вертолетный завод» и руководство холдинга «Вертолеты России». Формальная часть переговоров касалась вопросов поставки спасательных вертолетов из Татарстана в БиГ. С боснийской стороны присутствовали председатель президиума БиГ Милорад Додик, члены президиума от мусульман и хорватов Шефик Джаферович и Желько Комшич, а также сопредседатель Межправительственной российско-боснийской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству, министр внешней торговли и экономических отношений Сташа Кошарац.
Начало практики подобных визитов говорит о том, что в Москве наконец осознали важность задействования лидеров российских мусульман в выстраивании непростых отношений с мусульманами на Балканах. Ведь уникальный российский опыт мирного и гармоничного сосуществования православных, мусульман, буддистов и представителей других религий в регионах Поволжья и на Северном Кавказе мог бы быть крайне полезным в этом взрывоопасном регионе. Пока же за роль самых влиятельных и авторитетных исламских лидеров в БиГ соревнуются Турция, Иран и Саудовская Аравия. Появление в числе таковых России могло бы существенно изменить геополитический расклад в регионе, сделав местных мусульман союзниками Москвы. Очевидно, этому будут противодействовать вышеперечисленные страны, стремящиеся сделать БиГ своим европейским офисом. Остается надеяться, что за визитом татарского лидера в Сараево поедут главы Чечни, Дагестана, Башкирии и прочих российских мусульманских регионов.
Второе событие, стартовавшее 15 апреля, – анонсированный визит министра иностранных дел Сербии Николы Селаковича в Москву и встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым и другими официальными лицами. Накануне сербский посол в РФ Мирослав Лазански выдал сенсационную новость. По его словам, уже в мае в Белграде ожидают визит Владимира Путина, отложенный из-за пандемии. Российский лидер собирался приехать на годовщину освобождения Белграда от фашистов 20 октября прошлого года и лично присутствовать на освящении самого большого на Балканах и наряду с храмом Христа Спасителя одного из крупнейших в мире православных соборов – собора Святого Саввы. Его строительство длилось более 30 лет, а внутреннее убранство – огромные мозаики и фрески – создавали российские специалисты. Визит в Сербию станет для Путина первой зарубежной поездкой с момента начала пандемии и особенно важной в контексте значительного ухудшения взаимоотношений с Европейским союзом.
Сербский лидер Александар Вучич до избрания Джозефа Байдена президентом США находился в исключительной ситуации: ему удалось выстроить доверительные отношения практически со всеми мировыми центрами силы – самые близкие с Москвой и Пекином, рабочие с Брюсселем, Вашингтоном и странами Персидского залива. Конечно, возвращение на руководящие посты в американской администрации «ястребов» из числа откровенно антисербских сил изменило обстановку. Но сама попытка и амбиции президента Сербии проводить титовскую политику равноудаленности от всех мировых центров с поправкой на масштаб страны говорит о многом. В нынешней геополитической ситуации и в силу вышеозначенных причин Белград мог бы претендовать на статус переговорной площадки между Западом и Россией, иначе говоря, на то, чтобы стать потенциальным местом проведения новой Хельсинкской конференции, в которой, очевидно, наши страны нуждаются с каждым днем все больше.
А начать можно было бы с малого – в силу временного закрытия Турции для полетов и существенного уменьшения транзита через Стамбул, ставший за последний год важнейшим хабом для России, Белград мог бы превратиться в новое временное «окно в мир», связывающее нашу страну как с Западом, так и с Востоком в период ограничения авиаперелетов в связи с пандемией.
Думаю, такое развитие событий было бы на руку и отечественным туристам, и авиакомпаниям, и Сербии. На фоне того, что данная страна стала единственной, где можно свободно привиться любой из существующих на данный момент в мире вакцин от коронавируса, это бы стало еще одним фактором упрочения позиций России на Балканах. А с учетом того, что с 2022 года Сербия должна превратиться из импортера в транзитера российского газа в Венгрию и далее в Австрию, это могло бы сыграть стабилизирующую роль для Европы, которая никак не может выйти из состояния турбулентности.
Иногда неожиданные на первый взгляд решения оказываются самими перспективными.
комментарии(0)