Задумываться о своем месте в жизни полезно даже с гигиенической точки зрения. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Советник министра обороны Сергея Шойгу Андрей Ильницкий заявил, что вероятность прямой военной конфронтации исключена на ближайшие 10 лет, но появляется новый тип войн. «Если в классических войнах целью является уничтожение живой силы противника, в современных кибервойнах – уничтожение инфраструктуры противника, то целью новой войны является уничтожение самосознания, изменение ментальной – цивилизационной – основы общества противника. Я бы назвал этот тип войны ментальным», – цитируют Ильинского новостные агентства.
Мне видится, что вопрос, как противостоять ментальным войнам, – это еще и главная цель нынешнего образования. Сознание современного человека нуждается не только в развитии, но и в гигиене, чистоте, в здоровой информационной пище. При избытке информационного мусора и токсичного разрушающего контента происходит разрушение сознания. При отсутствии смысла жизни, понимания собственной миссии – разрушение самосознания.
И стратегически важный элемент в системе образования, который будет связан с развитием самосознания, с механизмами и способами обретения осознанности не только у взрослых, но и у детей и подростков, – это программа развития человеческого потенциала. Как заявляют в Минпросвещения РФ, в ближайшие 10 лет должна быть сформирована «эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанная на принципах справедливости, всеобщности и направленная на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
И необходимо создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Для исполнения этих целей не обойтись без национальной программы развития интеллектуально-творческого потенциала молодого поколения.
Но остается неразрешимым вопрос – как обнаружить этот потенциал? Причем не умозрительно? Кстати, когда еще в 2018 году мы с учеными и экспертами инициировали программу развития человеческого потенциала, то отобрали диагностические исследования, позволяющие определить способности и личные качества ребенка, подростка и взрослого. Интересным нам показался тогда метод нейрометрии – анализа природного потенциала человека (в том числе в раннем возрасте) с использованием нейротехнологий и алгоритма замера высших психических функций (алгоритм разработан и запатентован в России). Позднее, в наших практических изысканиях, он оправдал себя.
Сегодня мы имеем большую доказательную, документально подтвержденную базу в поддержку этого метода. Практика дает нам здесь очень важный навык – осознания человеком себя и своей уникальности. И за счет этого – повышения самооценки.
Прогнозы психологов говорят нам о том, что при увеличении информационной нагрузки уже к 2030 году каждый четвертый человек будет с признаками шизофрении – психического расстройства, связанного с проблемой восприятия действительности и реальности (Сергей Корнеенков «Самодетерминация и многогранная миссия человека»). И искать способы решения этой проблемы нужно было еще вчера.
Например, путем практического применения и внедрения в школьные программы знаний о развитии самоосознанности человека. Эти программы включают в себя понимание человеком своей миссии, обретение смысла жизни, навыков осознанности и принятия решений, стрессоустойчивости.
Многочисленные исследования за рубежом подтверждают состоятельность и преимущества обучения детей этому «вниманию», обращенному внутрь себя. Знания о самом себе способствуют повышению уровня оптимизма и счастья в классах, снижению проявлений буллинга (травли) и агрессии в школе, развитию эмпатии, а также урегулированию конфликтов между учениками.
Согласно исследованию Американской психологической ассоциации, подростки чаще, чем взрослые, испытывают стресс в течение учебного года. Почти половина опрошенных уверены, что они самостоятельно не могут справиться со стрессом. Самые распространенные способы, которые подростки используют для борьбы с переживаниями, – видеоигры и общение в социальных сетях.
Но… Находясь в осознанном состоянии, подростки тем самым уменьшают уровень стресса и снижают тревожность. Кроме того, практикуя осознанность, молодые люди повышают самосознание. Выдающийся психолог Лев Выготский рассматривал самосознание как часть осознанности в целом, понимание своих особенностей, их принятие и регулирование собственных действий.
Осознанность – это фактор психологического здоровья личности, удовлетворенности жизнью и позитивного отношения к себе. Наше психологическое благополучие связано напрямую с осознанием возможности саморегуляции нашего внимания и сознания.
Актуальность программы развития человеческого потенциала и самоосознанности состоит в том, чтобы гармонизировать общество, отношения внутри семьи, между родителями и детьми, между учениками и учителями, между властью и обществом. Чтобы понять, каким образом сделать коммуникации и взаимодействие с людьми эффективными, научиться слышать и понимать партнера.
Значит, задача каждого человека этот потенциал в себе распознать и раскрыть. В таком случае никакая ментальная война не станет для нашего общества угрозой. Я вижу в этом огромное здравое зерно для наших будущих поколений.
комментарии(0)