Фото Reuters
Почти неделю Суэцкий канал был перекрыт застрявшим посреди него 400-метровым контейнеровозом Ever Given: судно село на мель, парализовав движение по каналу. Гигант удалось снять с мели, но потребуется время, что возобновить нормальное движение по этому важнейшему водному пути. В канале и на подходах к нему скопилось более 450 судов, в том числе нефтяные танкеры.
Этот кризис может дать хороший импульс для развития потенциально не менее привлекательной морской трассы – Северного морского пути (СМП). Он может стать новым транспортным путем из портов Европы к морским гаваням Тихого океана. Как отмечал президент РФ Владимир Путин, СМП предоставляет многим странам «колоссальные преимущества», позволяя экономить и на топливе, и на времени. В этом проекте Россия рассматривает Китай как партнера. В апреле 2019 года Путин на форуме «Один пояс – один путь» заявил о том, что Москва изучает возможность состыковать Северный морской путь с китайским Морским шелковым путем. Тем самым есть возможность «создать конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой».
Но пока это лишь планы. В октябре 2020 года правительство РФ пыталось обсуждать вопросы транспортировки грузов по СМП. Премьер Михаил Мишустин отметил, что Северный морской путь развивается, и привел такие цифры: «За девять месяцев 2020 года общий объем грузоперевозок составил 24,5 млн т... В развитие инфраструктуры региона государство инвестирует 110 млрд руб.».
По меркам РФ это немало. Но, если Китай и другие государства мира действительно заинтересуются СМП и решатся транспортировать грузы по нему, инвестиционные проекты по развитию этого коридора могут возрасти на порядок. Ведь сейчас через Суэцкий канал перевозится около миллиарда тонн грузов в год. Это 10–12% всего мирового грузооборота. Экономика Египта от эксплуатации канала при всех издержках ежегодно получает прибыль в 5–6 млрд долл. Реализовать проект СМП могут помешать проблемы, связанные с конкуренцией, военным фактором, развитием других альтернативных северных транспортных маршрутов. Скажем, Канада и Россия уже конкурируют на международной арене, отстаивая суверенитет над Северо-Западным морским проходом и Северным морским путем соответственно.
А США и их европейские партнеры совершенно серьезно рассматривают третий вариант – Трансполярный морской путь (ТМП). Этот путь, по расчетам ученых, может появиться к середине столетия в связи с таянием льдов и станет прямым маршрутом, соединяющим рынки Азии, Северной Америки и Европы. Его преимущества – свобода от какой-либо национальной юрисдикции, большая глубина и меньшая по сравнению с остальными протяженность – всего около 3,9 тыс. км. Уже рассматриваются варианты расположения ключевых портов перевалки грузов в проливе Фрама и Беринговом. Эксперты предполагают, что навигация по Трансполярному морскому пути будет возможна уже к 2030 году.
Для России появление на морских картах ТМП, конечно, чревато проблемами. С одной стороны, будут потеряны доходы от ледокольной и лоцманской проводки, портового обслуживания и всякого рода сборов на менее выгодном для коммерческих судов СМП. Но с другой – Севморпуть превратится в по-настоящему национальную магистраль с почти исключительно российским трафиком. В сложившихся условиях пришло время привлекать международные инвестиции в развитие Северного морского пути, Транссибирской магистрали и БАМа. Есть риск, что Европа и США снова будут готовы применить к РФ санкции и тогда возрастет роль дипломатии и новой системы сдержек и противовесов с участием Китая и стран ШОС. Ситуация с пробкой в Суэцком канале уже повлияла на расстановку мировых сил, как взмах крыльев бабочки.
комментарии(0)