0
5134
Газета Я так вижу Печатная версия

29.03.2021 19:57:00

Блокирование Суэцкого канала вызвало интерес к новым транспортным маршрутам в Арктике

Анатолий Бороненков

Об авторе: Анатолий Борисович Бороненков – секретарь Общероссийского профсоюза военнослужащих в Центральном федеральном округе.

Тэги: суэцкий канал, чп, кризис, транспортные каналы, севморпуть, трансполярный морской путь


суэцкий канал, чп, кризис, транспортные каналы, севморпуть, трансполярный морской путь Фото Reuters

Почти неделю Суэцкий канал был перекрыт застрявшим посреди него 400-метровым контейнеровозом Ever Given: судно село на мель, парализовав движение по каналу. Гигант удалось снять с мели, но потребуется время, что возобновить нормальное движение по этому важнейшему водному пути. В канале и на подходах к нему скопилось более 450 судов, в том числе нефтяные танкеры.

Этот кризис может дать хороший импульс для развития потенциально не менее привлекательной морской трассы – Северного морского пути (СМП). Он может стать новым транспортным путем из портов Европы к морским гаваням Тихого океана. Как отмечал президент РФ Владимир Путин, СМП предоставляет многим странам «колоссальные преимущества», позволяя экономить и на топливе, и на времени. В этом проекте Россия рассматривает Китай как партнера. В апреле 2019 года Путин на форуме «Один пояс – один путь» заявил о том, что Москва изучает возможность состыковать Северный морской путь с китайским Морским шелковым путем. Тем самым есть возможность «создать конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой».

Но пока это лишь планы. В октябре 2020 года правительство РФ пыталось обсуждать вопросы транспортировки грузов по СМП. Премьер Михаил Мишустин отметил, что Северный морской путь развивается, и привел такие цифры: «За девять месяцев 2020 года общий объем грузоперевозок составил 24,5 млн т... В развитие инфраструктуры региона государство инвестирует 110 млрд руб.».

По меркам РФ это немало. Но, если Китай и другие государства мира действительно заинтересуются СМП и решатся транспортировать грузы по нему, инвестиционные проекты по развитию этого коридора могут возрасти на порядок. Ведь сейчас через Суэцкий канал перевозится около миллиарда тонн грузов в год. Это 10–12% всего мирового грузооборота. Экономика Египта от эксплуатации канала при всех издержках ежегодно получает прибыль в 5–6 млрд долл. Реализовать проект СМП могут помешать проблемы, связанные с конкуренцией, военным фактором, развитием других альтернативных северных транспортных маршрутов. Скажем, Канада и Россия уже конкурируют на международной арене, отстаивая суверенитет над Северо-Западным морским проходом и Северным морским путем соответственно.

А США и их европейские партнеры совершенно серьезно рассматривают третий вариант – Трансполярный морской путь (ТМП). Этот путь, по расчетам ученых, может появиться к середине столетия в связи с таянием льдов и станет прямым маршрутом, соединяющим рынки Азии, Северной Америки и Европы. Его преимущества – свобода от какой-либо национальной юрисдикции, большая глубина и меньшая по сравнению с остальными протяженность – всего около 3,9 тыс. км. Уже рассматриваются варианты расположения ключевых портов перевалки грузов в проливе Фрама и Беринговом. Эксперты предполагают, что навигация по Трансполярному морскому пути будет возможна уже к 2030 году.

Для России появление на морских картах ТМП, конечно, чревато проблемами. С одной стороны, будут потеряны доходы от ледокольной и лоцманской проводки, портового обслуживания и всякого рода сборов на менее выгодном для коммерческих судов СМП. Но с другой – Севморпуть превратится в по-настоящему национальную магистраль с почти исключительно российским трафиком. В сложившихся условиях пришло время привлекать международные инвестиции в развитие Северного морского пути, Транссибирской магистрали и БАМа. Есть риск, что Европа и США снова будут готовы применить к РФ санкции и тогда возрастет роль дипломатии и новой системы сдержек и противовесов с участием Китая и стран ШОС. Ситуация с пробкой в Суэцком канале уже повлияла на расстановку мировых сил, как взмах крыльев бабочки. 

Продолжение темы 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1937
Токаев проверит готовность Уральска к паводкам

Токаев проверит готовность Уральска к паводкам

Виктория Панфилова

Из Еревана президент Казахстана отправится в зону бедствия в своей стране

0
2850
В КПРФ подтверждают массовое бегство избирателей

В КПРФ подтверждают массовое бегство избирателей

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Мужской электорат оказался ненадежным, женщинам левый уклон так и не понравился

0
2895
Для развития Северного морского пути не хватает судов

Для развития Северного морского пути не хватает судов

Олег Никифоров

Санкции осложняют конкуренцию с Суэцким каналом и другими международными маршрутами

0
6924

Другие новости