0
3593
Газета Я так вижу Печатная версия

17.03.2021 18:55:00

Логика мышления всегда в цене

Заинтересовать ребенка математикой важно до шестого класса, позже у него пропадает мотивация

Иван Ященко 

Об авторе: Иван Валериевич Ященко – научный руководитель Центра педагогического мастерства, профессор факультета математики НИУ ВШЭ, завкафедрой инновационной педагогики МФТИ.

Тэги: логика, математические навыки, ценность, обучение, математика, олимпиада, мотивация


логика, математические навыки, ценность, обучение, математика, олимпиада, мотивация На уроках математика действительно часто скучная, а на занятиях в кружке – интересная. Фото РИА Новости

Иногда я слышу мнение о том, что с развитием технологий математические навыки человеку становятся ненужными: посчитать можно на калькуляторе, а задачу решить с помощью компьютерной программы. Доля истины тут есть – умножить пятизначные числа друг на друга мы действительно можем на калькуляторе. Но в остальном – это заблуждение, потому что ценность математики, наоборот, растет.

Во-первых, мир становится сложнее, пространство выбора расширяется, и от людей требуется умение логически мыслить. Если еще полтора десятка лет назад мы пользовались тем, что нам предлагают – например, покупали себе единственно возможный тариф на телефон, то теперь тарифов десятки и среди них приходится выбирать. Как человеку выбрать самый выгодный? Как рассчитать ежемесячные расходы? Конечно, с помощью навыков расчета, умноженных на логическое мышление, которые развивает математика.

Во-вторых, царица наук становится востребованной во все большем количестве профессий: математики работают в IT-компаниях, банках, в нефтегазовом секторе, почти каждой фирме нужны аналитики и программисты. На специалистов, умеющих работать с цифровыми технологиями, растет спрос, и он обязательно будет расти и дальше.

Кроме этого, как отметила недавно генеральный директор Яндекса в России Елена Бунина, математика открывает двери и почти во все естественнонаучные сферы – в генетику, биологию, химию, физику.

Как следствие этого, ведущие университеты уделяют все больше внимания специальностям, связанным с точными науками и цифровыми технологиями. И на эти специальности поступают все больше выпускников. Сегодня обучение на таком факультете дает хороший базис и старт успешной карьере. Это понимают и дети, и родители.

С другой стороны, результаты национальных исследований качества образования показывают, что к 6-му классу до половины ребят считают себя неспособными к математике, а науку – скучной. С чем это связано?

Одной из главных причин является то, что большую часть времени в изучении математики на уроках занимают рутинные упражнения. Конечно, без них никуда: если ты не знаешь таблицу умножения, не умеешь работать с отрицательными числами, дробями или процентами, тебе не освоить предмет. Но главное в науке совсем не это, главное – мышление, логика. А обучению этому в школах уделяется мало времени.

Еще одна проблема в том, что в школах основное и дополнительное образование фактически разделено. На уроках математика действительно часто скучная, а на занятиях в кружке – интересная. Только вот в кружки ходят немногие.

Напомню, что важность трансформации математического образования в России закреплена на государственном уровне. В 2013 году была принята Концепция развития математического образования, которая поставила цель сделать математику в нашей стране передовой и привлекательной областью знания и деятельности. В 2015 году по инициативе президента России открылся образовательный центр «Сириус», в котором математике уделяется много внимания.

Пример онлайн-олимпиады для 1–6-х классов «Я люблю математику», которую проводит Центр педагогического мастерства, подсвечивает еще один положительный тренд в развитии образования – им стали заниматься не только профильные организации, но и ведущие высокотехнологичные компании. Как успех нефтяных предприятий базируется на недрах России, так и достижения интеллектуальных фирм зависят от наших интеллектуальных ресурсов. Поэтому крупные компании активно участвуют в развитии интеллекта российских школьников.

Олимпиада по математике работает на рост мотивации. А сформировать такую мотивацию к занятиям математикой важно именно до 6-го класса – дальше это гораздо сложнее. Для кого-то олимпиада становится трамплином в науку, многие дети потом участвуют в более сложных олимпиадах и выходят на всероссийский уровень. А для кого-то, кто не собирается сильно углубляться в предмет, – это просто причина не забрасывать математику. Ведь логическое мышление нужно каждому современному человеку. В итоге от высокого уровня математической подготовки выигрывает все общество. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об участии и неучастии россиян в Олимпиаде

Об участии и неучастии россиян в Олимпиаде

Придется ли спортсменам оправдываться за поездку на Игры в Париж?

0
927
Сбер помогает раскрыть бизнес-таланты школьников

Сбер помогает раскрыть бизнес-таланты школьников

Андрей Гусейнов

Завершился финал профиля "Технологическое предпринимательство" Национальной технологической олимпиады

0
1287
Почему не надо спешить с обучением малышей чтению

Почему не надо спешить с обучением малышей чтению

Елена Герасимова

Занимаясь этим самостоятельно, родители могут наделать много ошибок

0
9344
Государству нужны библиотекари и кораблестроители

Государству нужны библиотекари и кораблестроители

Наталья Савицкая

Обязательная отработка после окончания вуза составит не более пяти лет

0
6613

Другие новости