0
6191
Газета Я так вижу Печатная версия

03.02.2021 19:23:00

Скоро главными тьюторами в школе станут дети

Дефицит учительских кадров ведет к неизбежности неочевидных пока реформ

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: педагогика, тьюторское движение


педагогика, тьюторское движение «Научишься сам, когда поучишь другого». На этом принципе работают все детские кружки. Фото РИА Новости

«Я их перевоспитываю, а они меня», – сказала учительница Надя Шевелева Жене Лукашину о своих лоботрясах в известной кинокомедии Эльдара Рязанова. Учат друг друга. Строят межпоколенческий диалог, сотрудничают. За 10 лет до выхода манифеста «Педагогика сотрудничества» (1986 год)!

Известно, что если учитель не связан по рукам и ногам отчетами, сам себе голова на уроке и не мнит себя властителем дум, включается мощный механизм взаимообучения людей. «Сотрудничество антиподов» по мотивам методики Эндрю Белла и Джозефа Ланкастера, которой увлекались еще Пущин с Кюхельбекером. Об этом есть и у Грибоедова: «С ума сойдешь от этих, от одних (...) ланкартачных взаимных обучений».

И вот уже в наши дни представители одноименного тьюторского движения провозглашают: «Обучая других, обучаешься сам. Взаимное обучение – кюхельбекерно!» Вот и отечественный и классик психологии Лев Выготский отмечал в одном из произведений: «Научишься сам, когда поучишь другого». На этом принципе, между прочим, более или менее работали все детские клубы Советского Союза. Тайно или явно.

В 2015 году я был гостем академика Российской академии образования Михаила Щетинина, одного из авторов манифеста «Педагогика сотрудничества», – в его знаменитом лицее под Геленджиком. Михаил Петрович был занят и, гуляя по территории школы в ожидании аудиенции, я набрел на стоявшую особняком швейную студию. Здесь шили изумительные концертные костюмы. Создавали их сами танцоры из лицейского ансамбля «Колокола России», в мастерской под руководством Ирины Николаевны Демченко. Она сидела за машинкой и, удивленно вскинув брови, объяснила мне, как ребенку: «Разумеется, у нас взаимообучение. Мы учим детей чему-то практическому, а они нам подвозят отовсюду новые ткани, материалы, технологии. Мы ведь тут тоже не универсалы...»

Увы, но, кажется, это был последний детский кружок взаимообучения, который мне повезло увидеть в нашей стране. В других, иноземных краях такого чуда для подростков сроду не было и нет: ни кройки, ни шитья. Там «очумелые» классы не приняты, нет на них спроса. Зато у нас на смену этим вольным ученическим «товариществам» пришли монументальные кванториумы и технопарки, вытеснив из подростковой жизни самое простое и необходимое ребенку состояние – растворенности в другом, счастье высказывать себя и понимать товарища, делить свои проекты и умения на всю команду...

Но что уж совсем интересно: с телевизионной Надей Шевелевой насчет эффективности встречных процессов в педагогике заочно согласен и А.С. Пушкин. Более того, поэт считал, что главным воспитателем на поле обучения (лучше сказать, взаимообучения) является ребенок, а не педагог. Вспомните снова школьную программу. Уже на второй странице «Капитанской дочки» 10-летний Петя Гринев выучил учителя французского языка monsieu Бопре кое-как болтать по-русски. «Мы тотчас поладили», – веселится главный герой повести Пушкина.

Смотрите, для наших воспитанников школа – это забава, веселая сделка («ты мне – я тебе»), ловкий обмен нажитым опытом. Что это – литературный вымысел? Исключение? Да нет же, это правило почти без исключений!

Но, пожалуй, более всего дети учат нас терпению и мужеству.

Ребенок – самый мужественный человек на Земле. Он делает два тяжелейших дела мира. А именно: 1) изо дня в день поддерживает нас, взрослых учителей, входя по государственному расписанию в класс, где мы работаем по федеральному, самим нам не очень понятному стандарту (ФГОС); 2) терпит так же безропотно нашу (и рукописную, и устную, и, если разобраться, тоже государственную) оценку.

С января 2021 года в нескольких территориях дети после карантина опять вернулись в школу. Из чистого любопытства заглянул на сайт Министерства образования одной из них. Расписание уроков – латка на заплатке. В ноябре 2019-го в 478 школах региона ведомство насчитало 246 вакансий, а в феврале 2020 года – 297. Нарастающим спросом в этой республике пользуются учителя английского языка и всех точных наук, русской словесности, технологии, физкультуры... Плюс воспитатели, тьюторы, педиатры, логопеды, без которых ФГОС просто растает в воздухе. Но – тишина. Обходимся без «лишнего». А главное, ребенок будто всего этого не видит. Нам он прощает авансом все грехи: ходит не зная куда, учит неведомо что. Вот он, наш главный донор! И энергетический, и нравственный!

А может быть, все-таки остановить централизованную передачу ФГОСов в головы детей посредством учителя, превращенного в автопилота, и предоставить дело образования живым детским ульям? В конце концов, не только низкие зарплаты педагогов вызывают неприятие общества. Само воспоминание о подневольном детстве в классах омрачает разум выпускников педвузов, не желающих идти работать в школу. С другой стороны, интернет уравнял возможности учителя и ученика. Теперь, когда все базовые сведения перекочевали в Google, мы и они становимся (потенциально) равноправными соавторами новой школы.

И, наконец, существует закон «движения к равенству знаний», открытый еще Львом Толстым (1863 год): люди тянутся к тем, кто знает что-то глубже, больше, интереснее. Предлагают им свои вопросы, достигают равенства знаний и переходят к следующему эрудиту. Не случайно отряды в колониях у А.С. Макаренко были разновозрастными, как и классы в лицее у М.П. Щетинина. С ребятами старше и младше себя дружить интереснее.

Скажут, пожалуй: автор ломится в открытую дверь. Мы же всегда так делали. Мысленно обращали класс в разновозрастную студию, и пока начальство отвлекалось, творили тайно, потихоньку от него. «Пока никто не видит» – правило партизанской педагогики времен СССР, где только так и можно было реализовать себя. На самом деле все, что мы делаем украдкой, лишь щекочет и расшатывает наши и детские нервы. Кровь стынет: сейчас войдет завуч и прикроет эту подпольную лавочку...

Кстати, о нелегальном частном бизнесе. Скорее всего Надя Шевелева вместе с двумя подругами из «Иронии судьбы...» работала бы сегодня репетитором-почасовиком. Но только дети от нее после занятия не уходили бы, а, присоединяясь к предыдущим ученикам, наполняли комнату шумом, смехом, общими проектами. Эта разновозрастная ветвь образования (назовем ее клубной) – самая перспективная. Именно с нее и начнется новое общество. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От Древней Греции к ЮНЕСКО

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Марина Кривенькая

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

0
3329

Другие новости