Графика pixabay.com
На днях правительство РФ решило в очередной раз стряхнуть пыль с неработающих статей Уголовного кодекса, предложив Госдуме пересмотреть наказание за совершение криминальных банкротств (ст.ст. 195-196 УК РФ) с целью повысить степень их тяжести, а также взять в оборот стоящих за ними лиц. В обоснование своей инициативы кабмин сослался на неудовлетворительное соотношение количества банкротств, удовлетворенных требований кредиторов и зарегистрированных преступлений. Так, в 2019 году количество организаций и граждан, признанных банкротами, достигло 80,9 тыс. (в 2018-м – 57,3 тыс.). При этом в 70% завершенных процедур банкротства отсутствует погашение кредиторской задолженности, в том числе по налогам. Впоследствии непогашенная задолженность списывается, а виновные остаются безнаказанными. Несмотря на это, за последние два года правоохранители выявили всего 282 (270) преступления, направив в суды 62 (53) уголовных дела. Не обрадовала правительство и судебная судимостей: за 2015-2019 гг. по ст. 195 УК осудили 56 человек, а по ст. 196 УК - 204. Реальный срок получили лишь немногие.
В случае принятия законопроекта, за преднамеренное банкротство контролирующим лицам (бенефициарам и руководителям) грозит немалый штраф (от 3 до 5 млн руб.) либо срок лишения свободы (до 7 лет со штрафом до 5 млн руб.). Сейчас за подобные ухищрения размер штрафа не превышает 500 тыс., а срок заключения - 6 лет. Аналогичные санкции предлагается назначать и за преднамеренное банкротство, совершенное должностным лицом и группой лиц, в т.ч. организованной.
Серьезные наказания для бенефициаров грозят и за неправомерные действия при банкротстве. За сокрытие, отчуждение имущества и сведений о нем, если это повлекло за собой крупный ущерб (от 2,25 до 9 млн руб.) их могут наказать штрафом (от 500 тыс. до 2 млн руб.), либо лишением свободы (до 4 лет с 500-тысячным штрафом). Сегодняшние штрафы и сроки правительство явно не устраивают (видимо в силу не соответствия степени общественной опасности деяния) - до 500 тыс. руб. и до трех лет.
Ужесточается также ответственность за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника, если это причинило крупный ущерб, за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, либо временной администрации финансовой организации. В этом случае для бенефициаров, арбитражных управляющих и председателей ликвидационных комиссий (ликвидаторам) предусмотрели штраф (от 500 тыс. до 2 млн руб., сейчас до 300 тыс.) и тюремный срок (до 4 лет с 500 тысячным штрафом, сейчас до года со штрафом в 80 тыс.). Если в преступлении будет замешана группа лиц, в т.ч. организованная, то меры наказания будут строже: штраф до 2 млн руб., либо лишение свободы до 5 лет со штрафом до 1 млн руб.
При этом кабмин пообещал освобождение от уголовной ответственности фактическим руководителям обанкротившихся компаний, попавшимся впервые на таком преступлении. Это будет возможно в обмен на выполнение ряда условий: активное способствование раскрытию (расследованию) преступления, добровольное раскрытие информации о лицах, извлекавших выгоду из незаконного или недобросовестного поведения должника, предоставление информации об активах таких лиц, что обеспечило реальное возмещение причиненного ущерба.
Озабоченность правительства проблемой банкротств вполне очевидна: по итогам пандемического года количество банкротств граждан взлетело на 72% (до 119 тыс.), а компаний – сократилось лишь на 20% (до 9,9 тыс.). В первом случае прирост объясняется кризисом и снижением доходов, а также введением в сентябре внесудебной процедуры, а во втором – временным мораторием на подачу заявлений внешних кредиторов, введенным в апреле. Большинство обанкротившихся организаций работали в торговле (2,5 тыс.), строительстве (2,1 тыс.), в сферах недвижимости (1,1 тыс.), производства (1090) и консалтинга (582). Уровень погашения долгов граждан на этом фоне снизился до 3,8% (из 319,5 млрд. руб. реестровых требований), а организаций – до 4,4% (из 2,1 трлн. руб.). В отличие от граждан главными инициаторами корпоративных банкротств остаются конкурсные кредиторы (77,1%) и налоговая служба (13%). Сами компании заявляют о своей несостоятельности лишь в 9,3% случаев, еще реже это делают их работники - 0,5%.
На конец года в ЕГРЮЛ числилось 3,4 млн. организаций, что на 8,2% меньше, чем в 2019 г. Более 85% из 549 тыс. компаний, прекративших свою деятельность, были исключены из реестра по инициативе налоговой, поскольку не вели реальной хозяйственной деятельности («фирмы-однодневки», используемые для обналичивания и отмывания денег). И лишь в 12% случаев они ликвидировались через банкротство.
Что касается возбуждаемости уголовных дел по фактам криминальных банкротств, то за прошлый год их число сократилось лишь на 3,2% до 275. В суд же передали 48 таких дел. Количество осужденных по ст. 195-196 УК также невелико: за первое полугодие - 15 человек, из ник к лишению свободы – 2 (за преднамеренное банкротство).
Еще в декабре аналитики Центробанка предрекали, что после снятия моратория рост закрытий бизнеса может ускориться, поскольку начнутся отложенные ликвидации по инициативе контрагентов. «В результате в текущем году может сформироваться более устойчивая и продолжительная по сравнению с 2020-м тенденция к росту числа ликвидированных предприятий, как это происходило в 2008–2009 гг.», - предупредили они. Рост корпоративных банкротств неизбежен не только из-за отмены моратория, но и из-за общего спада в экономике. В этой связи большинство компаний ожидают восстановления темпов роста своего бизнеса лишь к 2022 году, а не к середине 2021-ого.
комментарии(0)