Графика pixabay.com
По сообщению газеты Japan Times, США неожиданно рассекретили документ по национальной безопасности, раскрывающий детали стратегии администрации Дональда Трампа в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), включая роль в ней Японии. Как правило, такие документы остаются за семью печатями в течение 30 лет. Стратегия содержит три принципа: «защищать», «доминировать» и «не допускать» (defend, dominate, deny). Принципы имеют в виду исключительно Китай применительно к западной части Тихого океана.
Судя по всему, обнародование документа всего за несколько дней до того, как Трамп должен будет передать ключи от Белого дома избранному президенту Джозефу Байдену, имело две главные цели. Во-первых, привязать нового президента к видению его предшественником ситуации в указанном регионе через антикитайскую призму, а во-вторых, развеять обеспокоенность своих азиатских союзников относительно продолжения военного присутствия там США.
Как заявил помощник президента Трампа по национальной безопасности Роберт О’Брайен, решение рассекретить стратегию, которая обрисовывает «всеобъемлющее стратегическое руководство» действиями США в ИТР, демонстрирует стратегические обязательства Америки перед этим регионом и тамошними союзниками. О’Брайен также подчеркнул огромное значение Японии в формировании концепции «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион». Эти слова в очередной раз подтверждают, что именно Токио сыграл решающую роль в создании нынешней стратегии Вашингтона в бассейне Тихого и Индийского океанов. Ведь первоначальная идея стратегии принадлежит бывшему премьер-министру Японии Синдзо Абэ.
Ставшая достоянием гласности американская стратегия вырабатывалась в течение 2017 года и официально была одобрена Трампом в начале 2018-го. 10 страниц ее текста излагают стратегические приоритеты США в ИТР, причем большая их часть сосредоточена на Китае. Документ так формулирует главную задачу национальной безопасности: «Сохранить стратегическое превосходство США в Индо-Тихоокеанском регионе и содействовать либеральному экономическому порядку, не позволяя Китаю создавать новые, нелиберальные сферы влияния».
Одна из частей документа обязывает разработать и реализовать оборонную стратегию, основанную на трех вышеуказанных принципах, прежде всего в пределах так называемой первой островной цепи. Эта цепь простирается от Курил, главных японских островов и архипелага Рюкю до Тайваня, Филиппин и Индонезии. Она рассматривается Пекином как естественный барьер на пути внешней агрессии со стороны моря. Между тем именно здесь сам Китай намерен в первую очередь реализовывать собственную концепцию A2AD (anti-access and area denial), направленную на сдерживание противника путем создания повышенной опасности для дислоцирования или перемещения его сил в защищаемую зону.
Более того, как с тревогой отмечают в Токио, Китай в последнее время фактически выходит за пределы первой островной цепи его обороны, регулярно направляя свои военные корабли и самолеты в районы вблизи Тайваня и островов Сенкаку в Восточно-Китайском море. Их Китай называет своими Дяоюйдао и требует вернуть. Именно поэтому в японской столице с облегчением вздохнули после того, как Байден, едва избранный президентом, в телефонном разговоре с премьер-министром Японии Ёсихидэ Сугой подтвердил, что указанные острова подпадают под действие пятой статьи американо-японского договора о безопасности. Что касается альянса США и Японии, то в документе также упоминаются две цели: расширение возможностей Токио «стать региональной интегрированной, технологически продвинутой опорой архитектуры безопасности Индо-Тихоокеанского региона» и содействие модернизации японских Сил самообороны.
Кроме того, в документе говорится о необходимости согласования Индо-Тихоокеанской стратегии Соединенных Штатов со стратегиями Австралии, Индии и Японии, а также углубления трехстороннего сотрудничества с Японией и Австралией и отношений в области безопасности в рамках «четверки» с участием Индии. С момента разработки своей Индо-Тихоокеанской стратегии Вашингтон уже предпринял ряд конкретных шагов по ее реализации. Одним из последних явился сбор руководителей внешнеполитических ведомств «четверки» в Токио в октябре прошлого года.
Правда, некоторые эксперты не видят ничего нового в этом документе, а решение рассекретить его сейчас является очевидным подталкиванием к преемственности политики на фоне опасений, что администрация Байдена, возможно, еще не готова бросить вызов заявке Китая на доминирование так же сильно, как Трамп. А по мнению Вана Джексона, старшего преподавателя международных отношений в Университете Виктории в Веллингтоне, администрация Трампа пытается связать Байдену руки, выпустив этот документ сейчас, но это кажется плохой стратегией, потому что в нем нет ничего, что могло бы сдержать Байдена. В то же время глава Колледжа национальной безопасности при Австралийском национальном университете Рори Медкалф считает, что рассекреченные материалы будут иметь непреходящую ценность в качестве начала общегосударственного плана стратегического соперничества США с Китаем.
Как бы то ни было, очевидно, что обнародованная Индо-Тихоокеанская стратегия Вашингтона лишь усилит степень военной напряженности между США и Китаем. А пока считающаяся больше гипотетической сшибка на деле этой стратегии и концепции A2AD Пекина может дорого обойтись обеим странам. В эту сшибку неизбежно окажется вовлеченной и Япония, которую указанная стратегия фактически определяет как главную военную опору США в ИТР.
комментарии(0)