Фото pixabay.com
Пандемия коронавируса, от которого умирает менее 5% заразившихся, а не 95%, как от бубонной чумы, является легким намеком homo sapiens, что цивилизация требует перестройки. Перестройки на всех уровнях и большинства областей – от экономики и обучения до общения и развлечений.
Я хочу затронуть только один – но исключительно важный – аспект проблемы преобразования человечества во время и после пандемий: революционное изменение школьного образования. Остававшегося традиционным столетиями – без изменений его основ. Сегодня ему на смену приходит World Wide Learning (WWL).
Однако любительского отношения к навигации в интернете (подобного попытке изучения высшей математики, овладению специальностью программиста, бульдозериста или же изучению языка самостоятельно) cтало недостаточно. Куратор (навигатор, лоцман, штурман) по интернету может и должен стать самостоятельной профессией. Точнее, набором профессий. Подобно тому как в педагогических институтах на разных факультетах обучают преподавателей математики, физики, химии, литературы, истории, навигатор (Web Jockey) может специализироваться в той или иной области знаний, искусств, навыков, а также по уровням обучения.
Обучение на штурмана интернета, который в отличие от привычных школьных дисциплин постоянно меняется и совершенствуется, может производиться в особых университетах или сочетаться с профессией учителя. При этом диплом навигатора не тождественен диплому, вручаемому по завершении традиционного курса в педагогическом институте, и не менее важен.
Самообучение в интернете часто рассматривается как вредное, отвлекающее от учебы и полезных форм досуга типа рыбалки, разговоров с приятелями, вечеринки или игры в футбол. Пандемия коронавируса сделала виртуальное образование вынужденно необходимым. Тем самым стимулируя революционное изменение, которое пока не осознано. Вынужденно и в непредсказуемые моменты времени переходя с обучения в классах к обучению дистанционно и обратно, пытаются сохранить привычные формы общения учителя с учеником, в то время как функция изменилась существенно. Учитель видит учащихся на экране, но по-прежнему с помощью интернета и программ типа Zoom воспроизводятся уроки, которые учителя проводили в школе, словно ничего не произошло.
Такое сохранение структуры при полном изменении функции является искусственным и трудоемким. Несравненно естественнее и полезнее дать возможность учащимся, вынужденно или сознательно обучающимся дистанционно, использовать интеллектуальные возможности интернета. Это резко меняет функцию школы. Пандемия становится промотором изменений.
Одной из важнейших сторон изменения социальных структур, рожденных коронавирусной эпидемией, является школа. При этом если преобразования университетов, детских садов, производства, социальной защиты во время, когда закрываются целые отрасли, требуют колоссальных затрат и вызовут противодействие тех, кто заинтересован в сохранении существующего порядка, изменения в школе, о которых идет речь, исключительно позитивны. В главных чертах их можно осуществить в течение месяцев без грандиозных финансовых вливаний, а всего-навсего с пониманием необходимости преобразований. Которые, с использованием возможностей, даваемых технологиями XXI века, могут сделать образование юношества не хуже, а лучше!
Начнем с того, что отметим колоссальные негативные последствия виртуального образования, ставшие очевидными в первые же месяцы карантинной жизни по всему миру.
Исследования, проведенные в Англии, выявили глубокие социальные, психологические и когнитивные проблемы у английских школьников, оказавшихся в карантине. Которые могут сохраниться на протяжении всей их жизни.
В Нью-Йорке появляются правила, запрещающие учителям ставить каким-либо ученикам по какому-либо поводу неудовлетворительные оценки. Требование, низводящее роль учителя в том виде, в каком она существует на протяжении столетий, к нулю.
В Израиле школьники приспособились к виртуальной учебе двумя необычными способами. Одни делят экран пополам и, продолжая с умным видом смотреть на монитор, играют в компьютерную игру, установив видеокамеру компьютера так, чтобы руки, мышка и keyboard видны не были. Другие научились передавать в школу свое записанное заранее изображение, на котором они вдумчиво учатся, в то время как в это время гуляют с товарищами или играют в футбол.
Между тем виртуальное образование можно и нужно сделать лучше, чем традиционное. Для этого необходимо понять, что интернет – это коллективный разум всего человечества. А если во Вселенной других разумов нет, то интернет – это средоточие разума всей Вселенной!
В США, например, существуют потрясающие компьютерные программы обучения математике, физике, биологии и гуманитарным дисциплинам. В частности, в математике по программе, которой обеспечиваются американские public school, учащиеся, прослушав лекцию, выполняют усложняющиеся задачи одну за другой. С использованием навыков, полученных на лекции. Если они забыли то, что преподавалось ранее, программа возвращает учащихся к тому, что ими забыто. После того как пройдет весь курс, учащийся получает оценку и может переходить к следующему разделу. Ни один учитель не может делать что-то подобное, разве что репетитор высочайшего класса, занимающийся с учащимися один на один. И это только один из примеров подобных программ!
Школа становится комбинацией реального и электронного образования. Поскольку карантин в обозримом будущем может наступить в любой момент и на неопределенно долгий или короткий срок, то, чем именно заниматься учащимся, должно определяться учителем, который становится навигатором знаний.
Коронавирус делает неизбежным переход к обучению, в котором сочетаются обучение в школе с использованием интернета.
Нью-Йорк
комментарии(0)