Фото Reuters
Президент Венесуэлы Николас Мадуро, не признанный свыше 50 странами Европы и Америки, с микроскопическим преимуществом одолевший в 2013 году после безвременной кончины Уго Чавеса, своего соперника из левоцентристского лагеря, а спустя пять лет вновь избранный на шестилетний срок, оказался ловким и изощренным политиком. Он методично зачищает политическое пространство. Сначала расколол разношерстную оппозицию, сгруппировавшуюся в рамках «Круглого стола демократического единства». Пригласил в собственную резиденцию группу депутатов Национальной ассамблеи (оппозиционного парламента), покинувших ее по идеологическим мотивам, и порекомендовал им вернуться. Депутаты последовали совету президента, и в парламенте возникли диссиденты, препятствующие его работе.
Затем Мадуро сделал широкий жест. Освободил от наказания 110 оппозиционеров – членов Национальной ассамблеи, видных общественных деятелей и журналистов. Полагаю, данное решение преследовало цель разрядить крайне напряженную обстановку. Серьезным изъяном постановления являлось то, что в него не попали военные, которым инкриминируется нарушение присяги, а также лидер влиятельной партии «Народная воля» Леопольдо Лопес. Еще раньше власть заблокировала проведение оппозицией референдума о прекращении полномочий президента по истечении половины срока мандата, прописанного в Основном законе. Наконец, созывая 6 декабря выборы в Национальную ассамблею, Мадуро задумал вбить последний гвоздь в эту оппозиционную структуру, получить абсолютное большинство мандатов. Изгнать Хуана Гуайдо, занимавшего с 2015 года должность председателя парламента, избранного вторично и провозгласившего себя главой государства. Усадить в освободившееся кресло верного соратника Диосдадо Кабельо.
Гуайдо решил не участвовать в схватке, исходя из печального опыта предыдущих сражений за пост президента, когда оппонентам не позволили включиться в битву. «Мы не можем поддержать заведомый фарс», – обосновал он принципиальную линию. С критикой позиции Гуайдо выступила радикал Мариа Карина Мачадо. Она призвала коллегу пересмотреть точку зрения, повернуться лицом к действительности, проявить больше гибкости.
Сходных взглядов придерживался Энрике Каприлес, дважды сражавшийся за высший пост. Он подчеркивал: «Мы не вправе сидеть сложа руки, ждать манны небесной, лишать граждан перспективы». Каприлес считает, что нельзя руководить массами лишь посредством социальных сетей. Надлежит мобилизовать весь протестный электорат, включая такие видные в прошлом фигуры, как экс-генеральный прокурор Луиса Ортега Диас.
По мнению оппозиции, участие в выборах возможно лишь при условии коренной реорганизации Национального избирательного совета (НИС) и при наличии беспристрастных международных наблюдателей. С этим согласился Жозеп Боррель, глава внешнеполитического ведомства Евросоюза. Аналогичную позицию занимал Майкл Помпео, государственный секретарь Соединенных Штатов.
Справедливости ради отметим, что недавно была назначена новый руководитель НИС Индира Альфонсо. Она заменила Тибисай Лусену, порой не соглашавшуюся с мнением верхов по мелким вопросам. Но ее сменщица неповиновения себе не позволяет. Альфонсо осуществила косметический ремонт, оставаясь цербером режима.
Хотя явка на выборах едва достигла 31%, их объявили состоявшимися. Так было прежде и произошло нынче. Поэтому на вопрос, поставленный редакцией «НГ» накануне этого события: «Уйдет ли Мадуро в отставку?» (см. номер от 04.12.20) – однозначно отвечаю, нет.
Об этом свидетельствуют официальные итоги волеизъявления венесуэльцев. Каждый штат выбирал депутатов согласно численности населения. По подсчетам 82,35% бюллетеней на утро понедельника, пропрезидентский блок «Великий патриотический полюс» получил 67,6% голосов. На долю оппозиции, куда входили «Демократический альянс», христианские демократы и другие мелкие объединения, пришлось 18%.
Большинство латиноамериканских стран, включая Бразилию, Колумбию, Чили, не говоря уже о северном соседе, как и прежде, не признали легитимность состязания, принимая во внимание отсутствие беспристрастных наблюдателей, участие в процедуре лишь трети электората.
Теперь искусственно сконструированная Национальная конституционная ассамблея за ненадобностью может прекратить существование. Будет положен конец двоевластию в высшей законодательной инстанции.
Приходится констатировать, что добиться консенсуса по принципиальному вопросу власти и оппозиции не удалось. Ведь от решения ключевых проблем с их участием в немалой степени зависят перспективы развития страны, находящейся на грани коллапса. Достаточно привести один пример. Инфляция побила все мыслимые и немыслимые рекорды. По этому показателю Венесуэла стала своеобразным чемпионом мира. Без кардинальных шагов решить копившиеся проблемы вряд ли удастся.
Резюмируя, подчеркну. Власть, стремящаяся одолеть оппозицию, добилась поставленной цели. Мадуро чувствует себя в относительной безопасности благодаря безоговорочной поддержке ядерного электората – бедняков, получающих мизерное довольствие, и руководства вооруженных сил в лице министра обороны Владимира Падрино Лопеса.
Но без глубоких преобразований режиму долго продержаться, вероятно, будет сложно. Отнюдь не случайно свыше 4,5 млн наиболее активных и дееспособных граждан с семьями покинули родину в поисках лучшей доли. Тем самым они на деле воплощают в жизнь мудрый совет национального героя, почитаемого на всей планете, Симона Боливара: «Бегите из страны, которой правит один человек. Это страна рабов».
комментарии(0)