На фото министр иностранных дел Швеции Анн Линде. Фото Reuters
В то время как Россия готовится к председательству в Арктическом совете (АС) в 2021–2023 годах, семь остальных приарктических государств вносят коррективы в свое долгосрочное стратегическое видение ситуации в высоких широтах. Вот и Швеция представила обновленную редакцию арктической стратегии, воспользовавшись виртуальной платформой международной ассамблеи «Арктический круг». Мероприятие стало еще одним вкладом в копилку исландского председательства в АС, существенно ограниченного в своей деятельности пандемией COVID-19.
В кратком слове министр иностранных дел Швеции Анн Линде рассказала об основных приоритетах Стокгольма в Заполярье. Первая редакция шведской стратегии для Арктического региона восходит к 2011 году. Тогда арктическое сообщество пребывало в эйфории, что циркумполярный регион свободен от конфликтов и открыт для безоблачного взаимовыгодного сотрудничества. Соответственно вопросам безопасности в Арктике уделялось скромное место.
Но «времена меняются, и мы меняемся с ними». Новая геополитическая и стратегическая ситуация в высоких широтах, во многом обусловленная климатическими изменениями вкупе с процессами глобализации, потребовала кардинального обновления подходов Швеции к вопросам безопасности. Это отразила новая редакция стратегии, представленная Риксдагу (шведскому парламенту) еще полтора месяца назад. Документ пополнился главой, посвященной политике безопасности и обеспечению стабильности в высоких широтах, что свидетельствует о росте озабоченности Стокгольма милитаризацией и дестабилизацией региона. «Швеция считает необходимым найти формы и механизмы для минимизации рисков. В противном случае деятельность в Арктике окажется чревата инцидентами, которые при определенных обстоятельствах могут перерасти в конфликтную ситуацию», – отмечается в стратегии.
Весьма тенденциозным оказался пассаж в документе, посвященный европейской политике России. При этом деятельность нашей страны в АС освещается вполне лояльно: «Взаимодействие с Россией в Арктическом совете проходило успешно. Швеция сотрудничает с Россией по климатическим и экологическим вопросам в рамках АС, Баренцева сотрудничества и на двусторонней основе. Межличностные контакты с Россией укрепляют связи в регионе. Швеция будет явно привлекать внимание к вопросам, где наши взгляды расходятся, но продолжит сотрудничество с Россией там, где у нас есть общие интересы. Это благоприятно сказывается на развитии событий в Арктике, а также на нашей безопасности и стабильности в соседних странах». В таком же духе высказалась и Линде в своем кратком слове.
Отмечу, что отобранные исландскими организаторами вопросы для «мини»-пресс-конференции обеспечили Линде максимальный комфорт. С одной стороны, они были вполне актуальными, а с другой – не самыми острыми. Сегодня информационный фон вокруг Арктики характеризуется дискурсом касательно пополнения пакета уставных документов АС, что расширило бы повестку форума, в том числе военно-политической тематикой. Или по крайней мере реанимировало бы встречи начальников генштабов вооруженных сил арктических государств, прекратившиеся с 2014 года.
Первая группа заданных вопросов касалась Китая. Поначалу Линде была вполне лояльна в отношении Поднебесной. Но неожиданно донеслось «эхо» эскапад госсекретаря США Майкла Помпео, который «припечатал» Китай на министерской встрече АС в Рованиеми в 2019 году. И Линде, почти вторя Помпео, объявила, что «военное сотрудничество Китая с Россией в Арктике требует внимания».
В ответах касательно политики НАТО в регионе шведский министр была деликатнее. В ответ на вопрос американца, следует ли расширить присутствие альянса в Арктике, Линде напомнила о нейтралитете Швеции и переадресовала вопрос НАТО.
Отвечая на мой вопрос, не чревато ли расширение присутствия НАТО в Арктике увеличением там конфликтного потенциала, Линде изящно ушла от ответа, подчеркнув, что «всей «арктической восьмерке», то есть членам АС, важно отсутствие в регионе какой-либо напряженности, военной эскалации и конфликтов. И это касается любой военной активности».
В завершении мероприятия экс-министр иностранных дел Исландии Оссур Скарфединссон лукаво поинтересовался у Линде, каким ей видится АС в будущем и как она оценивает его роль сейчас. Ответ чрезвычайно важен для Исландии, заинтересованной успешно провести министерскую встречу АС в июне 2021-го и передать молоток председателя совета в руки России. Линде не разочаровала коллегу, подчеркнув, что удовлетворена ролью и деятельностью АС, являющегося «хорошим примером регионального сотрудничества».
комментарии(0)