После почти годового периода нестабильности в Боливии прошла инаугурация легитимного президента Луиса Арсе Катакоры. На церемонию, которая состоялась в здании парламента, прибыли король Испании, президенты Аргентины, Колумбии и Парагвая, а также главы МИД Венесуэлы, Чили, Ирана и других стран.
Арсе добился успеха в первом же туре, проходившем 18 октября. Он заручился поддержкой 55% граждан, вышел вперед в шести департаментах из девяти, причем в трех набрал свыше 60%. За ним следовал центрист Карлос Меса, получивший 26% голосов. Тот признал поражение, поздравил соперника и пожелал ему успеха на высоком посту.
Победа Арсе во многом обязана социальному курсу его предшественника Эво Моралеса, направленного на повышение жизненного уровня широких слоев населения.
Напомню, что лидер «Движения к социализму» Моралес долго находился на вершине власти - три срока подряд по пять лет. Бесспорные успехи вскружили голову относительно молодому президенту. И он выдвинулся на высший пост в четвертый раз по лекалам своего кумира - венесуэльского лидера Уго Чавеса. Правда, вопреки референдуму 2016 года, опираясь на вердикт подмятого Верховного суда.
Если бы Моралес вовремя остановился, то вошел бы в историю с другим знаком. Однако он подтасовал итоги первого раунда выборов в 2019 году, породив громкий скандал, который завершился отставкой и бегством из страны. Сначала Моралес нашел пристанище в Мексике, потом перебазировался в Аргентину, поближе к родине.
А там на протяжении 11 месяцев рулило временное правительство. Оно и организовало подготовку к всеобщим выборам, намечавшимся первоначально на 7 мая и перенесенным на осень из-за пандемии.
Возникает закономерный вопрос. Означает ли возвращение к власти бывшей правящей организации простым повторением прошлого? Категоричного ответа нет. Луис Арсе сразу по обнародовании результатов народного волеизъявления заявил, что новый кабинет министров не станет копией прежнего правительства. Во всяком случае, в него не войдет Моралес. Это косвенно подтвердил и сам экс-президент, решивший вернуться домой уже после церемонии инаугурации Арсе.
Ныне перед властями стоят иные задачи. Следует восстановить хозяйство, пострадавшее от изменения конъюнктуры на международных рынках и пандемии.
57-летний Арсе не радикал, а политик умеренного толка. В 1984 году он окончил Институт банковского образования и 20 лет служил в Центральном банке Боливии. Учился в Университете Уорика в британском Ковентри, где стал магистром. Позднее занял должность министра экономики. За время пребывания на этом ключевом посту с 2006 по 2019 годы ВВП страны возрос фантастически - с 9573 млн до 42401 млн долл. В Латинской Америке заговорили о боливийском экономическом чуде. Его признали Международный валютный фонд, Всемирный банк, Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и стран Карибского бассейна. Попутно Арсе читал лекции в престижных университетах Европы, Северной и Южной Америки.
Арсе состоял в Социалистической партии, позднее примкнул к «Движению к социализму». Он вряд ли решится на какую-либо авантюру, не намерен надолго засиживаться на вершине власти.
Теперь ему придется действовать в менее благоприятной экономической и санитарной обстановке. Арсе не сможет уделять такое, как прежде, внимание социальным вопросам. Но он не станет подминать остальные ветви власти – законодательную и судебную, будет строго соблюдать конституцию. По всей видимости, он наладит конструктивный диалог с оппозицией, учитывая, что правящая команда не получила квалифицированного большинства в обеих палатах парламента, необходимого для принятия решений. Арсе намерен бороться с сепаратизмом, хочет найти разумный баланс между центром и регионами, не допустить ущемления интересов департаментов, вносящих значительный вклад в общенациональный бюджет.
Для Моралеса же произошедшее год назад - суровый урок. Он не собирается вновь втягиваться в большую политику, а намерен заняться разведением рыб, поселившись в родном департаменте. Не следует исключать и того, что трагическая одиссея боливийца может послужить предупреждением союзнику по боливарианскому альянсу, президенту Никарагуа Даниэлю Ортеге - тоже цепляющемуся за власть, к тому же усадившему в кресло вице-президента свою жену.
Что же касается Арсе, то, как считают британские комментаторы, нельзя исключать в перспективе его эволюции в направлении эквадорского президента Ленина Морено. Тот разошелся со своим предшественником Рафаэлем Корреа, собиравшемся выдвинуться на очередной срок, и произнес знаменитую фразу «Власть, к сожалению, это наркотик, пьянящий и возбуждающий человека. Он с каждым разом становится авторитарным».
Но это лишь предположения. Пока же подчеркну очевидное: Боливия вступает в иной этап политического, экономического и социального развития. Преемственность будет сочетаться с новациями, отвечающими вызовам времени. Судя по первым шагам и намерениям новой власти, намечается переход к левоцентристской модели.
комментарии(0)