Ядром российско-аргентинского сотрудничества является гидроэнергетика. Фото с сайта www.entrerios.gov.ar
Россия и Аргентина отмечают 135 лет установления дипломатических отношений. За век с лишним две страны прошли через очень разные исторические эпохи, отразившиеся и на масштабах, и на качестве межгосударственных торгово-экономических, политических и дипломатических контактов.
Буэнос-Айрес и Санкт-Петербург сумели показать, что способны не только конкурировать на рынке торговли пшеницей, но и организовать взаимовыгодное сотрудничество. Даже после разрыва по инициативе Буэнос-Айреса вследствие большевистской революции контакты не были прерваны, оба правительства продолжали зондировать почву о восстановлении кооперации.
Буэнос-Айрес и Москва обменялись дипломатами уже после Второй мировой войны. Аргентинцы поставляли в СССР продукты питания, получая взамен оборудование для гидроэлектростанций (до сих пор в этой южноамериканской стране добрая треть гидроэнергетики работает на советском или российском оборудовании).
Аргентина, не раз провозглашавшая свою приверженность «ценностям западных стран», отказалась присоединиться к эмбарго против СССР, которое организовали США и страны Европы в связи с афганским конфликтом. Москва же решительно поддержала аргентинские требования восстановления национального суверенитета над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, спор за которые Буэнос-Айрес ведет с Лондоном.
Уже в нынешнем столетии Москва и Буэнос-Айрес нащупали новую основу для развертывания двусторонних отношений – интерес к формированию и развитию многополярного мира. Это позволило заявить о начале «стратегического партнерства», которое Россия провозгласила в отношении целого ряда латиноамериканских государств.
У Москвы и Буэнос-Айреса много совместных интересов: поддержка Договора об Антарктике, сохранение неядерного статуса Южной Америки, мирное исследование космоса, координация усилий в таких структурах, как ООН, Всемирная организация здравоохранения, Международный валютный фонд. В последнее время к ним добавилось сотрудничество внутри и «на полях» «большой двадцатки», группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества. В XXI веке стал обычным делом обмен президентскими визитами, причем поддержание отношений с Москвой не зависело от политических перемен в Розовом дворце (резиденции президента Аргентины) – двусторонняя кооперация вышла на уровень взаимовыгодного сотрудничества еще до «возвращения России» в Латинскую Америку.
Увы, эта важность, равно как накопленный опыт кооперации в научно-образовательной и культурной сферах, пока что далеки от того, чтобы считать российско-аргентинские отношения по-настоящему стратегическими. Хотя Аргентина и входит в первую пятерку партнеров России в Латинской Америке, в общем числе торговых партнеров нашей страны она оказывается лишь на 65-м месте, а в 2019–2020 годах объем торговли и вовсе сократился. Но, пожалуй, сейчас не время посыпать голову пеплом.
Только что в Буэнос-Айресе создана двунациональная группа Argenrus (с аргентинской стороны ее возглавляет выпускник РУДН, журналист Эрнандо Клейманс, когда-то представлявший провинцию Буэнос-Айрес в нашей стране), объединившая экспертов в области разных сфер российско-аргентинских отношений. Участники и организаторы группы, естественно, не собираются конкурировать с официальной дипломатией, которая действует по давно отлаженным каналам.
Argenrus хотела бы сыграть роль общественного защитника и помощника в развертывании деловых, культурных, научных и любых иных контактов двух стран, способствовать расширению связей Аргентины с БРИКС и ШОС, добиться расширения присутствия аргентинских фирм на международных выставках ПРОДЭКСПО И WORLDFOOD, на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, создать центры изучения и развития двусторонних отношений в университетах России и Аргентины, сделать российскую и аргентинскую культуры близкими и понятными как можно большему числу сограждан.
Задачи новой экспертной группы можно резюмировать одной фразой: нереализованный потенциал двусторонних отношений должен превратиться в реалии, а сотрудничество должно охватить многие регионы России и Аргентины. Полагаю, что в этом случае смогут по-настоящему заработать документы о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, подписанные в 2014–2015 годах.
комментарии(0)