Полноценной альтернативы классно-урочному способу обучения пока нет. Фото РИА Новости
Пандемия коронавируса еще весной обнажила проблемы школьного образования. Уже тогда стало понятно, что реальной альтернативы классно-урочному способу обучения пока нет. И дистанционный формат обучения был лишь заменителем уроков, причем не лучшего качества. Не аналогом, а именно заменителем. Так сказать, шило на мыло.
Весна стала для учителей своеобразным турниром на выживание. Все учителя должны были быстро перейти на дистант. Это было очень непросто. Даже для меня с моим солидным опытом работы в компьютерной сфере. Но был энтузиазм. Верили, что дистанционный формат – это эпизод.
Сколько сил и здоровья учителя тратили на освоение онлайн-технологий проведения занятий? Безумно много. Я сам, например, при загрузке на ставку (18 часов в неделю) работал, как будто на две ставки. Чего стоят только нечеткие фотографии детских каракулей по домашним заданиям и контрольным работам. Но раз в жизни, при форс-мажоре, можно пойти и на это. А всегда за ту же самую зарплату вряд ли. Кстати, за использование своих ресурсов (компьютер, интернет) так никто и не доплатил. В СМИ, правда, эта тема поднималась. Но не более того.
Осенью мне стало ясно, что дистанционное обучение обязательно вернется. Не во все школы, возможно, но во многие. И снова стартовал турнир на выживание учителей. Второй круг.
Для людей старшего возраста (даже не 65+, а 55+) это очень тяжелое испытание. Кроме того, когда вместо лиц детей видишь их аватары, то вообще непонятно: есть ли в кто-то в классе из твоих учеников? И что этот кто-то в классе делает? Качество такой работы учителя не очевидно. И не хочется уже тратить время и силы на такое образование. Потому что научить чему-то не очень получается в таком режиме, а учить не пойми как – не очень хочется.
Выжить, работая в школе, или выжить физически? Ведь коронавирус в школе никто не отменял. Учитель в маске, а дети без оных. И подбегают на расстояние вытянутой руки. Но о детях думают. Об учителе должен думать сам учитель.
Каждый учитель решает для себя сам. Молодым и с детьми сложно. Но пенсионер, если у него нет долгов и ипотеки, вполне может прожить на пенсию+ (в данном случае это репетиторство или иная более легкая подработка). Знаю немало возрастных коллег, которые покинули свои школы еще в августе. Сам я это сделал на День учителя, когда новый этап дистанта из прогноза превратился в реальность.
Понятно, что я понимал возможность продолжения «турнира» и готовился к уходу. В июне зарегистрировался в ФНС как самозанятый репетитор. Тогда же набрал первых учеников (они и сейчас со мной). В сентябре пришла вторая волна учеников. Думаю, что и у других все примерно так же.
Никому не хочу ничего советовать. Просто замечу, что до конца турнира на выживание живыми и здоровыми дойдут не все учителя. Хотя всем желаю здоровья в их нелегком труде.
Теперь пару слов для родителей. Время идет только вперед. И дети только растут. Уменьшить детей удавалось только авторам фантастических романов. И пробелы, полученные во время пандемии, останутся пробелами. Те, кто реально хочет, чтобы их ребенок развивался в соответствии с возрастом вне зависимости от пандемий и карантинов, должны отдавать себе отчет, что есть только два реальных лекарства.
Первое – самообразование (если есть, например, свободная грамотная бабушка) или обучение по дополнительным образовательным программам, которых сегодня в России в изобилии.
Второе – частный наставник (репетитор, гувернер, тьютор – называйте, как хотите), который поддержит ребенка в сложный период, даст реальные знания при индивидуальных занятиях или в мини-группе. Школа при этом, естественно, останется, однако только как орган проверки знаний, но не их подачи.
Да, такое образование небесплатно. Но скупой платит дважды, а жадный трижды... Завершая тему, хочу пожелать всем – учителям, родителям, детям – крепкого здоровья и хорошего настроения. Впрочем, крепкого здоровья учителям желали и до меня…
комментарии(0)