Фото Reuters
Международная ассамблея «Арктический круг» (АК) с ее бессменным председателем экс-президентом Исландии Олавуром Рагнаром Гримссоном вновь напомнила о перспективности этой дискуссионной площадки. Свирепствующий коронавирус внес, однако, коррективы. Традиционную октябрьскую сессию сменило виртуальное общение – вебинар «Виртуальный Арктический круг: Диалог с сенатором Лизой Мурковски».
Секретариат АК рекламировал: «Диалог состоится всего за четыре недели до президентских выборов в США, сенатор Мурковски обсудит важность выборов для Арктики». Модератор Гримссон озвучил примерно с десяток отобранных им вопросов от представителей Великобритании, Дании, Австралии, США, Гренландии, Индии. Вопросы отражали тематику, наиболее интересную Исландии как нынешнему председателю Арктического совета (АС). Это борьба с изменением климата, охрана окружающей среды, взаимоотношения с внерегионалами, нераспространение ядерного оружия, роль НАТО в регионе.
Гренландия затрагивалась в контексте американской базы в Туле и связанных с ней проблем для экологии и жизни коренных народов. Ощущались вибрации от эпатажной выходки Дональда Трампа, пожелавшего выкупить Гренландию у Дании. В целом вопросы явно отбирались в соответствии с характерным для внешней политики Исландии курсом на последовательное многовекторное арктическое сотрудничество.
Представляется, что выбор темы для вебинара обусловлен стремлением Исландии благополучно завершить свое председательство в АС, избежав скандала на министерской встрече, подобного в Рованиеми. Тогда финское председательство в АС из-за позиции, озвученной госсекретарем США Майклом Помпео, не смогло выпустить традиционную Итоговую декларацию и ограничилось Заявлением.
Учитывая, что на министерской встрече АС в 2021 году будет представлена уже новая администрация США, Исландия прощупывает возможные для себя вызовы в американской арктической политике. Лучшего собеседника, чем сенатор от Аляски Лиза Мурковски, вряд ли возможно найти. Она является не только сенатором с 2002 года, но и признанным лидером в Конгрессе по вопросам Арктики. Она также представляет США в Постоянном комитете парламентариев Арктического региона, сопредседательствует в Арктическом комитете Сената США.
На вебинаре ей предлагалось провести водораздел между арктическими позициями кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Джозефа Байдена. Ведь, с одной стороны, она член Республиканской партии, чьим кандидатом является Трамп, а с другой – ей ближе арктическая политика администрации Обамы–Байдена, и она жесткий критик позиции, представленной Помпео в Рованиеми на АС. Впрочем, Мурковски дипломатично переформулировала центральный вопрос модератора, комментируя, даст ли Арктика импульс президентским выборам в США. Сенатор констатировала, что администрации Трампа и Обамы «смотрели на Арктику через разные линзы». Первая сконцентрировалась на вопросах национальной безопасности, а вторая – на вопросах изменения климата.
В итоге сложилось следующее представление о подходах кандидатов в президенты. Скептицизм Трампа к изменению климата и проведенный им выход США из Парижского соглашения по климату чреват для коренных народов Арктики дальнейшими осложнениями экологической ситуации. Яркий пример тому – санкционированный Трампом план продажи прав на бурение и стимулирование нефтеразработок на Аляске, на территории Арктического национального заповедника дикой природы.
Категорически против этого Байден. При его победе итоги назначенного на конец 2020 года аукциона чреваты грандиозным скандалом. Многие банки уже отказываются кредитовать участников аукциона. Очевидно, что позиция Байдена по Арктике, хотя четко и не сформулирована, будет соответствовать арктической стратегии администрации Обамы. В ее основе лежат три проблемы: обеспечение интересов безопасности США, ответственное попечительство, развитие международного сотрудничества. Связанные с ними шаги в сфере борьбы с изменениями климата и защитой окружающей среды неприемлемы для Трампа. Подход Байдена к проблемам Арктики предполагает привлечение всех федеральных ведомств, тесное партнерство с Аляской и общинами коренных народов региона, то есть со всеми заинтересованными сторонами. Соответственно и с внерегионалами-азиатами (Индией, Японией, Южной Кореей, Сингапуром), получившими статус наблюдателя в АС еще при Обаме. Исключение – Китай, негатив к которому присущ обоим кандидатам.
Победа Байдена даст новый импульс арктической политике НАТО, заложенной на саммите в Рейкьявике в 2009 году. Впрочем, и при Трампе альянс расширяет свое присутствие в северных широтах.
Как это скажется на арктическом сотрудничестве с РФ, которая на два года станет председателем Арктического совета с 2021 года? В случае президентства Байдена реанимируется модель взаимодействия администрации Обамы. При победе Трампа сохранится надежда на сотрудничество в АС, который новый координатор Госдепа США по Арктике Джим Дехарт расценил как «оптимальную площадку» для сотрудничества с Россией. А пока продолжается подготовка передачи председательства в АС от Исландии к РФ, «Арктический круг» и его гуру Олавур Гримссон отразят это в новых актуальных вебинарах.
комментарии(0)