0
4327
Газета Я так вижу Печатная версия

16.09.2020 17:48:00

Бремя и благо частной школы

Социальная справедливость – это всего лишь красивый миф, придуманный утопистами

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, учитель математики.

Тэги: общество, образование, неравенство, частные школы, качество, педагоги


общество, образование, неравенство, частные школы, качество, педагоги Есть прекрасные педагоги в государственных школах и есть слабые в школах частных.  Фото РИА Новости

Сегодня родители все чаще задумываются о частных школах для обучения детей. Что это такое? Лучше или хуже школы обычной?

Не перестает меня удивлять наивность некоторых родителей, которые упорно продолжают считать, что им все должны. Школа, поликлиника, соцзащита, правительство. Безусловно, в обществе декларированы и оказываются определенные социальные услуги для граждан. Однако за более качественные услуги все же нужно платить.

Например, если пенсионеру положен бесплатный трамвай, то это не означает, что ему положено бесплатное такси (хотя и социальное такси существует). Поэтому любой ребенок может бесплатно обучаться в школе, но только в государственной или муниципальной. За другие образовательные услуги, включая дополнительные, придется платить. Впрочем, бывают и исключения. Например, когда родитель ребенка сам является сотрудником частной школы или руководителем кружка. Но это именно исключения.

Сторонникам полного равноправия между гражданами в обществе хотел бы заметить, что социальная справедливость – это всего лишь красивый миф, придуманный утопистами. Даже в стае обезьян альфа-самец имеет преимущества в отношении еды и самок.

А у людей-то неравенство существует многие тысячелетия. Именно неравенство, по мнению Фридриха Энгельса, и породило семью, частную собственность и государство. А вместе с ними и научно-технический прогресс, потому что активно работает тот, кто хочет выделиться и стать выше по уровню остальных.

Перейдем непосредственно к школам. Сравним бесплатную школу с платной. Основной минус частной школы – ее платность. Действительно, россияне не самый богатый народ в мире. Поэтому родителям платить за обучение ребенка или детей накладно, а для некоторых семей просто невозможно. Здесь можно, конечно, посочувствовать таким родителям, но уровень образования для различных слоев населения различался и 100 лет назад в царской России.

Если же в семье деньги есть (не лишние, как у олигархов, но есть), то возникает повод задуматься о перспективах частной школы. Ведь вложения в обучение ребенка – это своеобразные инвестиции. Окупятся эти вложения не скоро, но ведь дети – это главное в нашей жизни. По крайней мере для ответственных родителей.

Разберем теперь основные достоинства частных школ. Во-первых, меньшая наполняемость классов. Как правило, в государственных городских школах в классе обучаются 25–30 детей. В частных школах классы в два раза меньше – 12–15 детей, а иногда и 8–10. В государственной школе учитель за 45 минут урока однозначно не сможет опросить всех учеников, а с учетом затрат времени на поддержание дисциплины в классе и объяснение нового материала общение с конкретным учеником сокращается до минуты. В частной школе такого времени минимум в два раза больше.

Во-вторых, степень усталости учителя на уроке. В государственных школах есть стандарт 18 часов в неделю, но на практике большинство учителей берут по 25, 30 и даже больше уроков в неделю, чтобы достойно заработать. А это пять, шесть или даже семь уроков ежедневно. И еще проверка тетрадей, классное руководство, подготовка к самим урокам, олимпиады и конкурсы, разнообразная и объемная отчетность. Неудивительно, что многие учителя хронически устают.

В частных школах оплата труда может быть привязана не к количеству часов учителя, а, например, к результатам обучения. В некоторых странах (в частности, в Австралии) учитель проводит четыре–шесть часов в неделю и при этом вполне прилично зарабатывает себе на жизнь. В престижных российских частных школах нормой считается 8–10 часов в неделю для учителя. Очевидно, что при меньшей нагрузке ответственный учитель лучше подготовится и более качественно проведет урок. А безответственный учитель в частной школе просто не удержится.

В-третьих, в частной школе обычно гораздо более развитая инфраструктура. Это и уютные столовые для учащихся, и компьютерные классы, и спортивные сооружения. Конечно, есть исключения. Можно привести примеры государственных школ с прекрасным оборудованием. Но это, к сожалению, исключения. Во многих случаях государственная школа представляет тот инфраструктурный набор, какой имеет. Бесплатность образования в такой школе не позволяет родителям что-то требовать. В частной школе инфраструктура является одним из обязательных компонентов. Иначе зачем родителям отдавать в такую школу детей?

Не хотел бы сравнивать уровень педагогов. Здесь все очень индивидуально. Есть прекрасные педагоги в государственных школах. Есть слабые педагоги в школах частных. Но все же общее правило работает: количество определяет качество. Количество денег определяет качество специалистов.

Подведем итог. Я очень далек от мысли, что учиться в школе нужно за деньги. Я просто рекомендую каждому и каждой, кому интересна эта тема, задуматься о частной альтернативе. Просто взять лист бумаги, разделить его пополам, выписать «за» и «против» и посмотреть, что получится. Потом уже можно что-то уточнять, взвешивать, обсуждать более детально. А просто кричать «Вы мне должны!» в современных российских условиях не очень перспективно. По крайней мере мне так кажется… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1842
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1734
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3100
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
3621

Другие новости