Фото Carolina Cabral/Getty Images
Президент Венесуэлы Николас Мадуро принял неожиданное решение: помиловал 110 оппозиционеров, членов Национальной ассамблеи, видных общественных деятелей и журналистов. Выпущенные из заточения деятели повторяли: «Мы не совершали неблаговидных поступков, находились за решеткой по надуманным предлогам и не нуждаемся в амнистии, тем не менее благодарим за этот поступок».
Решение, обнародованное почти за три месяца до намеченных на 6 декабря выборов в парламент, преследует цель разрядить крайне напряженную политическую обстановку в стране. Все желающие еще могут зарегистрироваться кандидатами в депутаты.
Однако серьезным изъяном постановления является то, что в него не попали военные, которым инкриминируется нарушение присяги, а также лидер одной из влиятельнейших партий «Народная воля» Леопольдо Лопес и бывший губернатор штата Миранда Энрике Каприлес, дважды безуспешно сражавшийся за высшую должность.
На эти события мгновенно отреагировал Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Он, разумеется, приветствовал данное решение. Но одновременно подчеркнул, что выборы будут признаны состоявшимися при условии коренной реорганизации Национального избирательного совета, находящегося под полным контролем исполнительной власти, и при наличии беспристрастных международных наблюдателей. Возникает естественный вопрос. Изменит ли свою позицию в связи с новыми обстоятельствами венесуэльская оппозиция, недавно заявившая о неучастии в грядущей кампании?
Вердикт главы государства породил острую полемику в их рядах. Возникли принципиальные разногласия по вопросу, участвовать или нет в выборах. Хуан Гуайдо, занимающий с 2015 года должность председателя Национальной ассамблеи и недавно вновь избранный на этот пост, продолжает придерживаться прежних позиций. То есть не участвовать в грядущих выборах, исходя из печального опыта предыдущих сражений за пост президента, когда оппоненты де-факто не участвовали в битве.
Мадуро был переизбран на очередной шестилетний срок. И не был признан свыше 50 странами Европы и Западного полушария. «Мы не можем поддержать заведомый фарс», – так Гуайдо обосновал принципиальную линию. Примерно сходную позицию разделяет Майкл Помпео, государственный секретарь Соединенных Штатов.
Диаметрально противоположной точки зрения придерживаются Энрике Каприлес и его ближайшее окружение. Они полагают, что единственный способ одолеть режим состоит в том, чтобы не рассчитывать на внешний фактор (хотя известно, что руководство Соединенных Штатов спит и видит отстранение от власти венесуэльского правительства), а активно участвовать в электоральной кампании.
«Дилемма не в том, участвовать или нет, а в том – бороться или не бороться. Не сидеть сложа руки и ждать манны небесной. Мы не вправе лишать граждан перспективы», – резюмировал опытный политик 3 сентября. Каприлес считает, что нельзя руководить массами лишь посредством социальных сетей, хотя не стал недооценивать этот ныне популярный и относительно доступный ресурс, которым можно пользоваться, оставаясь дома. Что и делает продвинутая молодежь, несмотря на регулярное отключение электроэнергии, ставшее нормой повседневной жизни Венесуэлы.
Разумеется, предварительно следует кардинально реструктурировать Национальный избирательный совет, находящийся под пятой власти. Надлежит мобилизовать весь потенциальный электорат, включая видных в прошлом политических деятелей, например генерального прокурора Луису Ортегу Даис. Нанести поражение сопернику на его площадке и сохранить парламент как целостный организм в качестве оплота сопротивления, который пыталась расколоть власть путем подкупа и различных подачек ряду депутатов.
Примечательно, что недавно с резкой критикой позиции Гуайдо выступила известный радикал Мариа Карина Мачадо. Она призвала коллегу пересмотреть собственную точку зрения, повернуться лицом к действительности, проявить больше гибкости.
Удастся ли сторонам найти консенсус по сюжету, выдвинувшемуся сегодня на передний план, остается вопросом. От его решения в немалой степени зависят перспективы развития Венесуэлы, находящейся на грани коллапса. Без кардинальных шагов, осуществление которых постоянно предлагает оппозиция, решить годами копившиеся проблемы вряд ли удастся. Приходится констатировать, что в настоящий момент в отличие от прошлого она выступает не сплоченной командой, а разобщенной. Подчеркну, что режим, предпринявший очередной маневр и стремившийся перехитрить оппозицию, чувствует себя в относительной безопасности. И это благодаря безоговорочной поддержке ядерного электората – бедняков, получающих мизерное довольствие и вновь стоящих с протянутой рукой, как за подаянием, руководства вооруженных сил в лице министра обороны Владимира Падрино Лопеса. Не говоря уже о поддержке таких внешних игроков, как Россия, Китай, Иран и Турция.
комментарии(0)