0
2559
Газета Я так вижу Интернет-версия

24.08.2020 08:00:00

Новый курс для решения старых проблем страны

Главный вопрос о социально-экономическом будущем России сводится к шекспировскому "быть или не быть"

Тэги: экономика, зарплата, работа, бедность, минимальная зарплата, общество, мрот


экономика, зарплата, работа, бедность, минимальная зарплата, общество, мрот Фото Pixabay.com

Недавно узнал, на какую зарплату рассчитывает моя знакомая - студентка Тюменского медицинского университета, которая ищет работу провизором в аптеке (такая занятость распространена среди будущих врачей). Как выяснилось - около 15 тыс. руб. в месяц при графике два-два в полную смену. Поначалу не мог поверить, что в одном из самых богатых регионов России люди могут получать такие мизерные деньги, особенно в аптеке. Подумалось: возможно, там короткие смены или еще какие-то нюансы. Но нет: смена 12 часов, график, повторяюсь, два-два. То есть сотрудник за смену получает порядка 1 тыс. руб., в час получается чуть более 80 руб. - сегодня это меньше 1 евро.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Тюменской области для внебюджетных организаций составляет 12 200 руб. в месяц. Таким образом, во-первых, при трудоустройстве в местную аптеку можно при определенных обстоятельствах получить меньше МРОТ. Во-вторых, трудоустройство неофициальное. И следовательно, в-третьих, нет никакой гарантии на получение даже обговоренной суммы по итогам месяца.

Не стоит обсуждать тот факт, что за выплату зарплаты в размере ниже МРОТ и за неофициальное трудоустройство предусмотрена административная или даже уголовная ответственность. Крайняя мера наказания - лишение свободы на срок до трех лет. Сделаю акцент на другой важной детали - на самом МРОТ. 12 200 руб. - это вообще минимальный размер оплаты труда для внебюджетных организаций на территории Российской Федерации в 2020 году. То есть в одном из самых благополучных, согласно разным рейтингам, городов России минимальная оплата такая же, как и в дотационных регионах - Дагестане, Бурятии или Брянской области. А речь идет о нефтегазовом сердце России - Тюменской области.

Но интереснее другое. Например, МРОТ в странах Восточной Европы. Самый минимальный в Болгарии - 312 евро (27 тыс. руб.), в Польше уже 611 евро (53 тыс. руб.). В постсоветских странах - Латвии, Эстонии и Литве - минимум равен 430 евро (37,5 тыс. руб.), 584 евро (51 тыс. руб.) и 607 евро (53 тыс. руб.) соответственно. Что касается Германии, нашего основного торгового партнера в Евросоюзе, то минимальная оплата там равняется 1 584 евро (138 тыс. руб.). Многие специалисты скажут, что в странах Евросоюза высокие налоги, большие выплаты на медицинское и социальное обслуживание. Но как в России откладывать на медицинское или социальное обеспечение при доходе в 12 тыс. руб.? Такая статья расходов вряд ли вообще будет заложена в бюджет. Выходит, что российские минимальные размеры оплаты труда в 2 раза меньше, чем в Болгарии, в 4 раза меньше, чем в Польше и в 11 раз меньше, чем в Германии.

При этом, согласно статистике Росстата, в России доходы менее 7 тыс. руб. в месяц получают 4,2% всего населения (более 6 млн россиян). Доход от 7 до 10 тыс. руб. - 6,7% (практически 10 млн россиян), от 10 до 14 тыс. руб. - 11,4% (практически 17 млн), от 14 до 19 тыс. руб. - 14,5% (22 млн), от 19 до 27 тыс. руб. - 19,3% (более 29 млн), от 27 до 45 тыс. руб. - 24,6% (более 36 млн), от 45 до 60 тыс. руб. - 9,1% (более 13 млн), от 60 до 75 тыс. руб. - 4,5% (более 6,5 млн), от 75 до 100 тыс. руб. - 3,3% (почти 5 млн), свыше 100 тыс. руб. в месяц - 2,4% всего населения (3,5 млн россиян).

Получается, что в среднем практически 60% россиян живут на 18 тыс. руб. в месяц. Можно сказать, что это и есть реальная средняя заработная плата в России, согласно доступной статистике Росстата. Для сравнения, средняя заработная плата в той же Болгарии 800 евро (70 тыс. руб.), в Польше 1 392 евро (121 тыс. руб.), а в Германии - 4 432 евро (386 тыс. руб.).

Далее - важный жилищный вопрос. Законодательно установленные нормы предоставления площади на одного человека в нашей стране отсутствуют. Есть разные нормативно-правовые акты, которые регламентирует предоставление площади жилого помещения по договору социального найма - в каждом субъекте свой региональный закон, который устанавливает эти нормы. Например, в Алтайском крае норма устанавливается в размере 9 кв. м жилой площади на одного человека, в Санкт-Петербурге норма установлена относительно общей площади жилого помещения и равняется 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина и 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

Согласно федеральному закону № 283-ФЗ, который регламентирует социальные гарантии государственных служащих, норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв. м на одного человека, 42 кв. м - на семью из двух человек и 18 кв. м на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Что мы имеем на самом деле? В 2018 году компания "Талан" провела исследование существующего жилого фонда в 172 российских городах с населением свыше 100 тыс. человек и выяснила, что средний уровень обеспеченности жильем в городах исследования составляет 23,7 кв. м на душу населения. В данном исследование не учитывалость, что одно физическое лицо может владеть сразу несколькими квартирами и что обеспеченность жильем по факту значительно снижается. Согласно тому же исследованию, в Европе средний уровень обеспеченности жильем на человека равен 30-40 кв. м.

По социальным стандартам ООН, на одного жителя должно приходиться не менее 30 квадратных метров жилой площади. В США обеспеченность жильем составляет около 75 кв. м на человека, в Германии на одного человека - 45 кв. м, для семьи без детей - 60 кв. м, с одним ребенком - не менее 75 кв. м.

В развитых странах видна тенденция увеличения жилой площади на одного человека, но в России наблюдается совсем другая тенденция: на рынке недвижимости все больше начинают предлагать квартиры-студии площадью в 20 кв. м и даже 18 кв. м. Это связано с низкими доходами населения и бесконтрольным ростом цен на недвижимость в стране. Строительный бизнес стал похож на "мыльный пузырь" - состоятельные россияне и иностранцы скупают все больше и больше недвижимости, создавая раздутый спрос, строительные компании в свою очередь удовлетворяют этот спрос, застраивая новые районы. Но страдает большая часть россиян, которая не может позволить приобрести себе новую квартиру, и им приходится снимать жилье либо брать те самые 18-20 квадратов в ипотеку. Потому что денежные средства под большую площадь, учитывая низкие доходы, банк просто не даст. Это замкнутый круг, который требует срочного вмешательства государства, изменения нормативно-правовых актов, регламентирование правил застройки и приобретения недвижимости, а также снижения процентной ставки по ипотеке.

Далее - автомобили и дороги. Как утверждают эксперты, россияне покупают новую машину в среднем один раз в шесть лет, а на тысячу жителей в России приходится более 300 легковых машин. По данному показателю мы находимся выше Китая и Бразилии, но сильно отстаем от США и развитых стран Европы. Даже в Польше на 1000 жителей приходится около 600 машин, что почти в 2 раза больше, чем у нас, а в США практически 1000 машин на 1000 жителей. Также стоит учитывать тот факт, что на одного состоятельного россиянина может приходиться по несколько автомобилей, а само исследование учитывает все поставленные на учет автотранспортные средства, даже те, которые могут принадлежать транспортным компаниям и по факту к жителям никого отношения не имеют.

В России протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в 2000 году равнялась 532 тыс. км, а в 2018 году стала 1,53 млн км. Получается, рост в три раза? Нет, на самом деле весь рост обеспечен статистическими приписками. В 2010 году в статистику Росстата были включены дороги местного значения, а в 2012 улицы и дороги во дворах. Если говорить только о расширении дорожной сети, то с 2000-го по 2016 год в России было построено всего 47 тыс. км новых дорог. Текущие темпы ввода примерно в 7-8 раз ниже, чем в конце 80-х в СССР, и составляют 2-2.2 тыс. км в год.

А если говорить о высококачественных дорогах, соответствующих установленным международным нормам, то расклад следующий: в России таких дорог всего около 1000 км, в Великобритания - 6 тыс. км, в Японии - 8 тыс. км, в Бразилии - 10 тыс. км, во Франции - 12 тыс. км, в Германии - 13 тыс. км, а в Испании - 17 тыс. км. Протяженность автомагистралей всех стран Европы (Западной и Восточной без учета стран СНГ) составляет более 80 тыс. км - это больше чем в США, там более 75 тыс. км. После такой статистики отпадают вопросы относительно столь ускоренных темпов развития европейского и американского автопрома.

Сегодня взаимосвязь между расширением автомобильных дорог и развитием автомобильной промышленность также показывает Китай. В 2019 году протяженность автобанов в Китае составляла более 150 тыс. км. С 2000 года она выросла в 10 раз, и уже сегодня Китай в два раза обгоняет США. Текущие годовые темпы строительства составляют около 10 тыс. км автобанов, около 5,5 тыс. км дорог 1 класса и еще около 11 тыс. км дорог 2 класса. Таким образом, Китай строит качественных скоростных дорог более 26 тыс. км в год. В России качественных дорог (автомагистрали, 1 и 2 класс) строят не более 300-350 км в год, что в 75-90 раз меньше, чем в Китае.

В России всего 500 тыс. км дорог в соответствии с китайской статистикой пригодны для езды. Фактически пригодная к езде дорожная сеть в России примерно в 15 раз меньше китайской по самым скромным оценкам. Что касается пригодных к езде автобанов, то уже сейчас их протяженность в Китае в 150 раз превышает российскую. По сути, Китай за 6 лет может построить у себя всю дорожную сеть России, с учетом всех дворов и улиц.

Очевидно, что с такими результатами и таким подходом к социально-экономическому развитию страны мы начнем отставать от развитых и развивающихся стран не в разы, а в десятки и сотни раз. Мы просто останемся на обочине, если не начнем менять ситуацию. Необходимо в короткий срок начать реализовывать новый план действий, своего рода "новый курс". Основным приоритетом политики государства должны стать меры, направленные на ускоренное развитие экономики. Только крепкая и конкурентоспособная экономика может как противостоять внешнему давлению, так и использовать появляющиеся возможности для развития и повышения благосостояния населения. Иначе просто будет поздно.

А основой нового курса должно стать существенное повышение уровня жизни населения. Доходы населения должны стать не меньше, чем в странах Восточной Европы. Желательно - 15 тыс. евро в год. То есть необходимо увеличить доход 60% россиян в несколько раз. Принципиально важно, что рост доходов должен быть инклюзивным: ключевым индикатором должен быть не средний уровень (его можно повысить за счет наиболее богатых), а медианный доход, то есть рост доходов бедных. Обеспеченность населения жильем и автомобилями необходимо повысить в 1,5 раза. Сейчас Россия существенно отстает от европейских стран по этим показателям: около половины домохозяйств не имеют возможности приобрести жилье, а по обеспеченности легковыми автомобилями на душу населения мы отстаем от стран ЕС почти в 2 раза, а от США - более чем в 2,5 раза.

Необходимо начать развивать инфраструктуру за счет запуска масштабных и комплексных проектов, которые позволят задействовать широкий круг отраслей экономики, обеспечивая спрос на продукцию. Например, развитие транспортных артерий может стать основой развития транспортно-логистических сетей, автомобильной промышленности, машиностроения. Кроме того, реализация таких проектов будет дополнена стимулами для частных инвестиций в глубокую переработку сырья, что заложит основу для изменения структуры экономики.

Необходимо перестраивать модель экономики с преимущественно сырьевой на модель, основанную на экологически ответственной переработке сырья. Где в основе будет развитие обрабатывающих производств, прежде всего компонентных, обеспечивающих импортозамещение ключевых деталей и развитие экспорта.

Необходимо менять отношение к финансовой системе страны, повышать ее роль в экономическом развитии, вводить ответственность государственных институтов, таких как Центральный банк, Министерство финансов и Министерство экономического развития, за социально-экономическое благосостояние россиян. Данные институты обязаны снизить ипотечные ставки для 60% россиян, которые имеют доходы ниже 27 тыс. руб. в месяц, и взять под контроль рынок жилой недвижимости, с которого выдавили людей с низкими доходами. Также они должны облегчить доступ крупного бизнеса к долгосрочным инвестициям, а малый и средний бизнес обеспечить кредитами по приемлемым процентным ставкам. Все это можно реализовать как за счет непосредственно мер денежно-кредитной политики и банковского регулирования, так и за счет развития финансовых рынков (в том числе рынка внутреннего долга) и расширения возможностей банковской системы по кредитованию экономики.

Необходимо начать перераспределение центров развития с Москвы и Санкт-Петербурга, определить новые центры финансово-экономического роста в стране, начать глобальное развитие Урала, Сибири и Дальнего Востока, причем не только их административных центров.

Силы и возможности для реализации данных мер есть, но нет воли и желания менять старые порядки, которые так прижились в стране. Чтобы оставаться конкурентоспособными и интересными, необходимо развитие, тот самый "новый курс". И экономические перемены не должны рассматриваться только как государственная инициатива - она должна также исходить и от россиян. Необходимо понимать, что "новый курс" - это общие усилия всех жителей страны: предпринимателей, госслужащих, руководителей государственных компаний и крупных промышленников - всех участников гражданского общества, которое стремится идти вперед. И эта тема не только про развитие страны и улучшение благосостояние граждан - быстрый экономический рост перестроит наше сознание, позволит нам быстрее ориентироваться в изменчивом международном сообществе, быть конкурентоспособными и не бояться идти в завтрашний день. Только с таким настроем необходимо начать реализовывать перемены в стране.

Сергей Ильич Коновалов - политолог.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
455
Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Анастасия Башкатова

Демографический вызов меняет взгляд на старшее поколение

0
598
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1398
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1836

Другие новости