На фото премьер-министр Ирака Мустафа Кязими. Фото Iraqi Parliament / Handout/Anadolu Agency via Getty Images
Начинается визит иракского премьер-министра Мустафы Кязими в США. Его переговоры с президентом Дональдом Трампом в четверг станут, по сути, продолжением (а в случае достижения взаимоприемлемых решений, возможно, и финалом) «стратегического диалога», начатого еще 10 июня. Главная задача, которая стоит перед переговорщиками, – определить новую конфигурацию американо-иракских отношений. И прежде всего статус войск США, которые скорее всего в Ираке все же останутся, пусть даже и в сокращенном виде.
Во всяком случае, накануне отлета в Вашингтон Кязими заявил, что Ирак по-прежнему нуждается в помощи США для противодействия угрозе, которая исходит от «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). При этом, правда, иракский премьер заметил, что он вовсе не имеет в виду прямую военную помощь. Будет достаточно содействия в подготовке иракских военных и поставок оружия.
Требование о выводе американских войск из Ирака было принято иракским парламентом, в котором основную роль играют проиранские блоки, в начале нынешнего года – сразу же после того, как американцы нанесли ракетный удар по международному аэропорту Багдада. В результате обстрела погибли командующий элитным иранским спецназом «Аль-Кудс» Корпуса стражей иранской революции (КСИР) генерал Касем Сулеймани и командир проиранского народного ополчения Хашд Шааб Абу Махди аль-Мухандис. В ответ иранцы нанесли серию ракетно-бомбовых ударов по военным базам и другим военным объектам США. Надо сказать, американцы и иранцы и до этого обменивались ударами, но после убийства Сулеймани Ирак превратился фактически в поле боя между Тегераном и Вашингтоном.
Американцы сразу же отказались выводить свои войска, заявив о том, что вложили слишком много денег в создание своих баз в Ираке, и потребовали от Багдада обеспечить безопасность своим военным, как это и было предусмотрено соглашениями, регламентирующими ввод американцев для борьбы против ИГ в 2014 году. Тем не менее стороны сумели договориться о начале стратегического диалога.
Теперь Кязими предстоит непростая миссия. С одной стороны, ему нужно по максимуму удовлетворить требования проиранских политических партий и блоков, имеющих наиболее прочные позиции и настаивающих на выводе американцев из Ирака. Именно они сыграли решающую роль при назначении Кязими на пост главы кабинета министров. Но только при условии, что он будет добиваться вывода американских войск.
Одновременно ему нужно не рассориться с американцами, от которых зависит столь необходимая иракцам помощь. Многие в Ираке уверены, что в одиночку справиться с поднимающим голову ИГ не получится. Положение усугубляется тем, что у иракцев нет единой позиции по этому вопросу. Речь даже не идет о разнице во взглядах разных конфессий. Единства нет внутри них. Так, среди шиитов, связанных с политическими партиями и движениями, очень сильны проиранские группировки. Но есть и немало шиитов, в том числе и высокопоставленных военных, которые успели сделать карьеру при американцах. Другие шииты, а также сунниты, представляющие «иракскую улицу» и не связанные с политическим классом, будут рады навсегда распрощаться как с американцами, так и с иранцами.
Парадоксально, но многие сунниты как раз выступают против вывода американских войск. Хотя, казалось бы, именно они должны быть настроены крайне враждебно по отношению к США. Ведь именно американцы вторглись в Ирак под надуманным предлогом в 2003 году, разрушили государство, повесили Саддама Хусейна, распустили армию, спецслужбы, партию БААС, где суннитам принадлежали ключевые позиции. Более того, суннитов практически вычеркнули из общественной жизни, многих уволили с работы, выгнали из армии, лишив источников существования и вынудив многих перейти в ряды ИГ и других террористических организаций.
Пожалуй, наиболее консолидированная позиция у курдов. Многие из них так до конца и не утратили надежды на то, что американцы смогут им помочь если не в обретении полной независимости, то хотя бы в расширении автономии. Кроме того, курды озабочены активизацией турецких военных в северных районах Ирака, которые они зачищают от курдов и других нацменьшинств, вроде язидов, под предлогом борьбы с вооруженными отрядами Курдской рабочей партии.
Что касается США, то выход из Ирака не нанесет заметного ущерба в их стратегических построениях на Ближнем Востоке. Для них главное – сохранить лицо, не дать слабину, не уступить Ирану свои и без того слабые позиции в Ираке.
комментарии(0)