Поиск дистанционного репетитора – дело не такое простое, как кажется. Фото РИА Новости
Сторонники и противники дистанционного обучения много и безуспешно спорят о его пользе и вреде. Обе стороны по-своему правы. И обе стороны в чем-то ошибаются. Однако за спорами о форме обучения часто упускается проблема сути. А суть в том, что групповое, или классно-урочное, образование как форма обучения давно себя исчерпало.
Пандемия коронавируса продемонстрировала возможность дистанционной альтернативы. На помощь учителям ринулись айтишники всех мастей и оттенков. Хорошие и плохие, по делу и не по делу. Все хотят отведать школьного пирога. Миллионы школьников и их родителей представляют собой отличный рынок. Тем более что эксперимент по внедрению дистанционного обучения уже начат. По крайней мере объявлен. Я думаю, что все как-то с дистанционкой в школах получится. Со временем.
Однако дистанционные уроки не решают основной проблемы классно-урочной системы. Сильные ученики по-прежнему будут скучать, а слабые – недопонимать материал. При этом учительский контроль значительно ослабнет. Хотя бы потому, что надоевшего учителя можно будет просто отключить. Или отключиться самому ученику, сославшись на технические неполадки.
По-прежнему ответственным родителям будут необходимы помощники. Репетиторы. Собственно, так было и раньше. Практически всегда. И в царской России, и в СССР, и в современном государстве. Только теперь становится все более актуальной новая профессия – дистанционный репетитор. Это специалист, проводящий онлайн-занятия на какой-либо платформе (Skype, Zoom или что-то другое).
Дистанционный репетитор востребован сегодня не только из-за опасности вируса. Это и огромная экономия времени либо репетитора, либо ученика. Это и возможность перенести или отменить занятие без особых потерь, мгновенно переслать контент, использовать инструменты онлайн-платформ. Все это в пользу дистанционной подготовки. Но... индивидуальной!
Нельзя сказать, что дистанционный репетитор – это совершенно новая профессия. По Skype занимаются уже много лет. В основном это касается студентов и старшеклассников. Однако до пандемии коронавируса большинство родителей выбирали очные занятия. Теперь это уже не так. И нужно понимать специфику дистанционных занятий. Следует развеять несколько мифов.
Миф первый. Качество дистанционной подготовки ученика зависит от онлайн-платформы. Это не так. Ученик должен получить от репетитора знания и умения. Эти знания и умения зависят от того, насколько репетитор может донести до конкретного ученика необходимый материал. Скорость и глубина усвоения материала имеют первостепенное значение. Скорость передачи материала и его оформление имеют значение второстепенное. Это же не компьютерная игра, где надо бегать, прыгать и стрелять очень быстро, чтобы выиграть. Это обучение, а не соревнование.
Миф второй. Качество дистанционной подготовки ученика зависит от онлайн-контента. Сегодня в интернете представлено очень много онлайн-ресурсов с самым разнообразным учебным контентом. Есть бесплатные ресурсы. Есть ресурсы с очень небольшой ценой за контент. Но все это хорошо для самообразования. Контент не объясняет ученику его ошибки. Контент не показывает на других (более сложных или более простых) примерах и задачах, как нужно решать. Контент не обсуждает ошибки. Контент – это просто набор полезной информации. Не подготовленной к индивидуальному использованию с учетом особенностей ученика.
Миф третий. Дистанционного репетитора найти легко. Да, на рынке репетиторов сегодня очень много предложений. Это объективно, так как рынок оперативно перестраивается. Как экономист-математик, я очень люблю считать деньги. Допустим (по минимуму), что с репетиторами занимаются 2 млн детей (реально, думаю, 5–6 млн). Допустим, что в месяц семья платит репетиторам 5 тыс. руб. Это тоже по минимуму, потому что обычно у ребенка не один, а два репетитора. Получается 10 млрд в месяц. Другие источники называют цифру в 30 млрд. Это огромная емкость рынка!
Вполне естественно, что на рынок дистанционных репетиторов выходят новые участники. В том числе – из отдаленных регионов. И даже из других стран. Все они в своих резюме заявляют о своей компетентности. Но так ли это? При очных занятиях мама и папа ребенка видят репетитора. При необходимости родители могут попросить предъявить оригинал диплома, сертификата, справки с места работы. При дистанционном общении это исключено. А «нарисовать» любой диплом и переслать клиенту скан при современной технике – вообще не фокус.
Миф четвертый. Оплата дистанционных занятий комфортна и безопасна. Это не совсем так. Обычно оплата осуществляется клиентом на банковскую карту репетитора. Это действительно удобно, но только в случае, если репетитор зарегистрирован в ФНС официально. В других случаях его вполне могут побеспокоить по поводу регулярных платежей ему. И даже заблокировать карту, хотя это уже крайний случай. Перевод денег неизвестно кому вообще не очень хорошая практика. Но это уже другая тема.
Таким образом, поиск дистанционных репетиторов – дело не совсем простое. Вполне возможно, что родителям предстоит перебор репетиторов до тех пор, пока не будет найден подходящий специалист. На это требуется время. А его остается все меньше. Лето имеет свойство заканчиваться. Учебный год в школах начнется 1 сентября, независимо от того, в какой форме это произойдет. И искать репетитора в режиме ошпаренной кошки будет совсем не комфортно.
Подведем итог. Родители, которые хотят своим детям не просто добра, а добра квалифицированного, должны вспомнить пословицу о том, что сани нужно готовить летом. И дистанционных репетиторов нужно искать в августе. Хотя бы потому, что хороших и грамотных к сентябрю уже разберут. Тем более что от географии проживания это больше не зависит.
комментарии(0)