Фото Felipe Trueba - Pool/Getty Images
Предвыборная кампания в Германии стартовала. Об этом свидетельствует начавшийся процесс официального выдвижения кандидатов от политических партий на пост федерального канцлера.
И первой это сделала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Она объявила о том, что в предстоящий предвыборный бой ее поведет вице-канцлер и министр финансов Олаф Шольц.
На первый взгляд ничего необычного здесь нет. Один из наиболее статусных и авторитетных партийных функционеров, до марта 2018 года занимавший пост временного председателя СДПГ, Шольц является наиболее подходящей кандидатурой на пост канцлера от одной из двух крупнейших германских политических сил. Особенно в условиях «кадрового голода» – явного недостатка харизматичных политиков топ-уровня и в целом кризиса, который переживает партия в последние годы.
Речь идет о снижении уровня поддержки партии со стороны избирателей, в котором социал-демократы могут винить только самих себя. Утрата партийной «идентичности», а также неверная предвыборная стратегия в период предыдущих парламентских выборов 2017 года – выдвижение на пост кандидата в канцлеры бывшего председателя Европарламента лжехаризматика Мартина Шульца и противоречивая позиция СДПГ по вопросу о вхождении в новую правящую коалицию – отвратили от партии значительную часть традиционного электората.
На сегодняшний день, согласно различным опросам, поддержка СДПГ не превышает 15%. Это оставляет ее позади не только основного конкурента по правящей коалиции – Христианско-демократического союза (ХДС), набирающего 36–38%, но и партии «Союз 90/Зеленые», которая может рассчитывать на голоса примерно 18% избирателей.
Именно задачу по наращиванию рейтингов за счет возвращения «заблудших избирателей» в партийное лоно и призван решить Шольц. Он уже пообещал обеспечить в ходе предстоящих осенью 2021 года парламентских выборов уровень поддержки партии не ниже 20%.
Однако насколько ему это удастся, большой вопрос. И речь в данном случае идет не столько о происках конкурентов, сколько о ситуации в самой партии, а самое главное – личности самого Шольца.
Нынешнего вице-канцлера едва ли можно назвать победителем. Всего один факт: в декабре минувшего года Шольц в тандеме с членом земельного представительства СДПГ в Бранденбурге Кларой Гайвиц проиграл на внутрипартийных выборах дуэту Заскии Эскен и Норберта Валтер-Борьяса. Причем последние, представляющие так называемое молодежное крыло СДПГ, не продемонстрировали что-то выдающееся, построив свою предвыборную кампанию на критике партийного истеблишмента и правящей коалиции, видным представителем которой как раз является Шольц.
Тем не менее «обновленческая» политика, предполагающая уход на второй план прежних партийных бонз и выход на первый новых лидеров, олицетворявших собой антиистеблишмент, становится все более привлекательной в глазах избирателей. И СДПГ, похоже, тоже начинают чувствовать этот тренд. В частности, на триумфальных для СДПГ выборах Законодательного собрания Гамбурга в феврале нынешнего года именно представители молодежного крыла стали основной движущей силой.
На этом фоне выдвижение Шольца, который является ярким представителем «старой гвардии», на первый взгляд выглядит весьма нелогичным. Более того, заставляет заподозрить СДПГ не только в дефиците свежих идей, но и назревающем внутреннем расколе по линии поколений. По крайней мере «скамейка запасных» у социал-демократов хоть и является достаточно короткой, но все же там есть кого выдвинуть на пост кандидата в канцлеры помимо Шольца.
Так что же стоит за его выдвижением?
Смею предположить, что желание СДПГ помимо прочего разыграть «карту пандемии», представив вице-канцлера как спасателя немецкой экономики от последствий коронавируса. Не стоит забывать, что именно Шольц, будучи министром финансов, являлся основным разработчиком плана по поддержке экономики путем предоставления бюджетных ассигнований на сумму 122,5 млрд евро. При этом он также принимал непосредственное участие в разработке программы по поддержке муниципальных образований (коммун) на сумму 58 млрд евро. А его инициатива по выделению каждой семье дополнительного бонуса в размере 300 евро в расчете на одного ребенка уже давно стала понятием нарицательным в СМИ.
Все это, как надеются в СДПГ, принесет дополнительные очки как самому Шольцу, примерившему образ спасателя, так и партии на предстоящих выборах. Ведь фактически партия возвращается к своей традиционной повестке – увеличению социальных расходов.
Впрочем, на пути этих планов могут возникнуть три препятствия. Первое – вторая волна пандемии, которая может всерьез накрыть немецкую экономику (она уже и так во втором квартале сократилась на рекордные 10,1%).
Второе – «заклятые друзья» по правящей коалиции – блок ХДС/ХСС. Как показывает практика последних лет, партия Ангелы Меркель весьма ловко научилась присваивать себе общие успехи, при этом сваливая все неудачи на социал-демократов. И ситуация с пандемией не является исключением. Несмотря на все усилия Шольца, рейтинги ХДС, а не СДПГ с марта по июль увеличились более чем на треть (с 25 до 38%). Если ситуация с COVID-19 будет развиваться по негативному сценарию и немецкое государство не справится с ней, то наверняка в числе виновных окажутся и социал-демократы.
И третье – недоверие со стороны избирателей, которые, похоже, уже мало что ждут от СДПГ, превратившейся в левое крыло ХДС.
Социал-демократам, безусловно, все это следует иметь в виду, если они хотят показать на выборах положительный результат. Впрочем, до осени будущего года может произойти всякое. В том числе и возможное появление новых лиц в виде кандидатов от СДПГ. Более молодых и харизматичных. По крайней мере такие прецеденты уже были.
комментарии(0)