В подростковом возрасте эмоции всегда – через край. Кадр из фильма «Дорогая Елена Сергеевна». 1988
Съемочный павильон популярного телевизионного ток-шоу. Много камер, мотор, наконец – знаменитый ведущий на сцене. Главный герой шоу, учительница, плакала. «Да если бы я знала…» – кажется, только эту фразу она и успела произнести до того, как все нараставший ком в горле не заставил ее замолчать. Как оказалось, по сценарию участники программы должны были разобраться, какие ее действия послужили причиной к ее же избиению на уроке учеником. Те, кто говорил о недопустимости нападений на учителя, оказались в меньшинстве, а если быть точнее, то нас было двое.
После выхода скандального выпуска программы в эфир телефон редакции «Учительской газеты» буквально раскалился. Многие учителя из самых разных уголков страны хотели поблагодарить за позицию на программе, а еще рассказать о схожих трудностях, с которыми они сталкивались или сталкиваются в своих школах. И что им делать в таких ситуациях? Увольняться? Как отстоять себя, честь своей профессии, в конце концов, как сберечь здоровье?
Когда я погрузился в тексты нормативно-правовых актов, то понял, что действенных механизмов помощи на сегодняшний день нет. И тогда я обратился к зампреду комитета Государственной думы по образованию и науке Любови Духаниной с предложением разработки Федерального закона «О статусе педагога». В качестве своего рода отправных точек в обращении были приведены региональный закон, действующий в Ульяновской области, законодательство соседнего Казахстана, где сравнительно недавно принят закон, в котором предусмотрены штрафы даже за оскорбление педагогов. А еще – модельный закон «О статусе работника образования», принятый в 2006 году Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ, который, к сожалению, не стал объектом широкого обсуждения в нашей стране и, как следствие, не повлиял на корректировку национального законодательства.
Профильный комитет Госдумы оперативно поддержал наше предложение, к нему присоединился Общероссийский профсоюз образования, члены Общественной палаты, представители некоторых педагогических вузов. Посыпались многочисленные предложения.
Недавно, 15 июля, состоялось первое заседание нового состава Общественного совета при Министерстве просвещения страны. Обращаясь к членам совета, министр Сергей Кравцов назвал одной из первостепенных задач повышение статуса профессии педагога в обществе. «Нам нужны конкретные действия и мероприятия по повышению статуса учителя. Качество образования, качество воспитательной работы прежде всего зависит от него», – в частности, сказал он.
Вспомните детство – это время, когда ты почти не скрываешь эмоций. Возможно ли в такой ситуации обходиться без конфликтов? С родителями, со сверстниками и, наконец, с учителями. Моя учительница по немецкому тихо плакала. Эта картина, кажется, навсегда отпечаталась в памяти. Она была в отчаянии и не знала, что делать.
Воспитатель в школе-интернате, где мне довелось проучиться год, однажды был по-настоящему растерян. Он стыдил меня и все порывался сообщить о случившемся инциденте родителям, но, кажется, передумал. В одном из университетов творческой направленности я, скажем так, поссорился с руководителем семинара, причем ссора эта растянулась во времени. Приходилось даже созваниваться, чтобы вновь и вновь понимать, что мы говорим на разных языках. А это означало, что я просто должен был уйти. В таком вузе сделать это можно было, лишь громко хлопнув дверью.
Прошло достаточно времени с того момента, когда произошел инцидент, с которого я начал эту статью. Страсти поулеглись, пыль осела. Все и во всем должны были разобраться. Я позвонил той учительнице, чтобы узнать, чем закончилась история.
Парня, который поднял руку на учителя, никак не наказали. С согласия родителей перевели на домашнее обучение, и теперь учителя приносят ему знания с доставкой на дом. Не остались в стороне и представители соцзащиты – ему регулярно стали выдавать билеты в кино, театры и даже в цирк.
Одноклассники задумчиво чешут затылки. А я укрепился в своей мысли, что учителя нужно защищать.
комментарии(0)