Графика pixabay.com
Пандемия все еще продолжается, и ее реальные последствия проявятся только после президентских выборов в США, то есть не раньше ноября. Однако уже сейчас можно говорить о трех основных выводах, значение которых мы осознаем чуть позже.
Во-первых, главной тенденцией современного развития является ослабление влияния западных держав и выдвижение в центр мировой политики новых лидеров. Речь в первую очередь идет о повышении значимости в мировых делах Китая, Индии, России. В предстоящие годы обострится борьба за ценности, за то, как их понимает та или иная цивилизация. Крушение роли Запада настолько очевидно, что даже канцлер Германии Ангела Меркель говорит об утрате Америкой ее лидирующей роли.
В этих условиях обостряются межэтнические и межрелигиозные конфликты: например, война с памятниками в США и ряде стран Западной Европы связана с тем, что люди не осознают своего места в историческом процессе, не понимают, как он будет развиваться (свое недовольство выражают они в форме борьбы с символами прошлого).
В США наступает сложнейший период выяснения отношений между четырьмя основными общинами: белые американцы, афроамериканцы, латинос, азиаты (китайцы и др.). Гражданское противостояние там будет усиливаться и приобретать самые различные формы. В Западной Европе эти же тенденции будут проявляться в виде роста сепаратистских настроений и усиления разногласий внутри Евросоюза. При этом США и Европа будут все чаще действовать как два независимых друг от друга центра.
В основе выступлений против расизма, памятников прошлого лежит замаскированный протест бедных против богатых. Возмущение неравенством, бедностью, расизмом приводит все больше людей к необходимости перераспределения доходов. Транснациональные корпорации прячут деньги по всему миру в налоговых гаванях, и все больше людей считают это не только неэтичным, но и неприемлемым.
В 2019 году число миллиардеров в мире увеличилось на 214 человек, достигнув 2825, их общее состояние оценивается в 10 трлн долл. (для сравнения, ВВП Китая – 13 трлн, а России – 1,5 трлн долл.). Во время пандемии – с марта по май 2020 года – состояние только российских миллиардеров возросло, по данным Forbes, на 62 млрд долл. (в России 114 миллиардеров, в Китае – 342, в США – 788).
Пандемия показала истинное значение многих профессий, без которых невозможно нормальное существование общества. Некоторые правительства стали составлять списки ключевых работников, среди которых нет менеджеров и банкиров, зато есть уборщики мусора, учителя, медсестры. Оказались нужны не самые престижные профессии.
Во-вторых, в политике многих государств все четче обозначается левый поворот, при этом сторонники так называемых радикальных идей сейчас становятся сторонниками мейнстрима. Это достаточно ощутимо просматривается на примере студенчества в США, где «социалистические идеи» Бенни Сандерса получают широкое распространение. (По данным главы Центра изучения тоталитарных технологий Юрия Ярым-Агаева, 36% американской молодежи положительно относятся к коммунизму, а 70% предпочтут выбрать президентом социалиста.) Примерно такой же процесс происходит в среде английского и французского студенчества.
Симптоматично, что Дональд Трамп, выступая 4 июля на горе Рашмор, заявил о том, что США подвергаются «культурной революции левого толка». Позже он утверждал, что осада со стороны радикальных левых, марксистов и анархистов не удастся: кампания по уничтожению «наших ценностей и промывание мозгов нашим детям» не приведут к успеху.
Пожалуй, лучше всего этот процесс можно отследить на примере роста популярности молодого голландского философа Рудгера Брегмана. В своих книгах (одна из них – «Утопия для реалистов» – переведена на русский язык) он выступает за новые принципы организации общественной жизни, в частности полагает важным ввести базовый доход для всех граждан, 15-часовую рабочую неделю, установить налог на капитал, а не на труд и т.п.
По мысли Брегмана, топливом для молодого поколения является неприятие нынешних элит и их поведения. Молодежь злит растущее неравенство. Элиты придумывают правила для остальных людей, но эти правила к ним самим не относятся: нарушивший карантин советник британского премьера Доминик Каммингс не ушел в отставку. Брегман считает, что это очень тревожная ситуация: «Запад создал политические системы, в которых допускается выживание бесстыжих».
В-третьих, без эффективного государственного аппарата справиться с новыми пандемиями невозможно. Важность централизованного государства для борьбы с эпидемиями или стихийными бедствиями настолько очевидна, что ее отрицать не могут даже самые упертые сторонники демократии и анархисты.
комментарии(0)