Фото Haroon Sabawoon/Anadolu Agency via Getty Images
Из северных провинций Афганистана приходят сообщения об активизации там салафитско-джихадистских группировок, в которых участвуют выходцы из стран Центральной Азии (ЦА). В частности, узбекских формирований «Катибат Имам аль-Бухари» (KИБ, названа в честь имама Бухари, исламского ученого IX века, который был родом из Бухары), «Катибат Таухид валь Джихад» (KTД), «Союза исламского джихада» (СИД), таджикского – «Джамаат Ансарулла» (ДА) и взаимодействующего с ними уйгурского формирования, состоящего из боевиков «Исламского движения Восточного Туркестана» из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Эти группировки признаны в РФ террористическими.
По некоторым данным, большинство боевиков в КИБ, КТД и СИД составляют выходцы из Южной Киргизии. В основном это этнические узбеки, но есть и отряды, куда входят киргизы. Точная численность группировок неизвестна. Речь может идти о нескольких сотнях человек, воюющих против афганской правительственной армии и сил полиции в тесном контакте с талибами (движение запрещено в РФ), давшими им приют после бегства под ударами правительственных войск в 1990-х из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Центральноазиатские джихадисты в основном оперируют в районах, где проживают преимущественно афганские узбеки и таджики. В первой декаде июля боевики КИБ объявили об очередной победе, поместив на страницах своих пропагандистских ресурсов в социальных сетях фотографии захваченных совместно с талибами в плен проправительственных племенных ополченцев.
С 2015 года часть джихадистов из КИБ и КТД была переброшена в Сирию. Там, присягнув на верность «Аль-Каиде» (запрещена в России), они создали свои лагеря по подготовке боевиков, воевали против сирийской армии в провинциях Идлиб, Алеппо, Хама и Латакия. Боевиков КИБ в Сирии возглавил ветеран джихада в Афганистане Салахуддин аль-Узбеки. Он поддерживал тесную связь с Сираджуддином Хаккани, связанным с «Аль-Каидой». После смерти аль-Узбеки сирийское крыло КИБ возглавил этнический узбек Абу Юсуф аль-Мухаджир, имеющий слабость к частым заявлениям по поводу и без повода в социальных сетях. Кстати, немало ярких ораторов есть и в других формированиях, свободно владеющих родным языком, а также русским, арабским, уйгурским.
По сообщениям из Сирии, там до сих пор в Идлибе находятся боевики из «Катибат Таухид валь Джихад». Они входят в группировку «Хайят Тахрир аш-Шам». Но большая их часть якобы вернулась назад в Афганистан и сосредоточена в его северных провинциях. Афганское крыло возглавляет бывший член «Исламского движения Узбекистана» (сейчас это «Исламская партия Туркестана», запрещена в РФ) известный как Джумабой или Джума Ака.
Представительства КИБ и КТД имеются также в Турции. Через них в Афганистан от внешних спонсоров по неформальной финансово-расчетной системе, известной в арабском мире как хавала и функционирующей на основе взаимозачета между брокерами без сопроводительных финансовых документов, поступают деньги. Система действует давно и безотказно. Ни одной из спецслужб еще не удалось взять ее под контроль.
Джихадисты из ЦА с восторгом встретили сообщение, как они считают, о вынужденном подписании в феврале этого года в Дохе американцами соглашения с «Талибаном» о мире в Афганистане. Они расценили это как поражение США, признание талибов на высоком дипломатическом уровне и их победу, а следовательно, свою. Это, судя по эмоциональным сообщениям в социальных сетях, подняло дух центральноазиатских джихадистов, идентифицирующих себя как часть «Талибана». К примеру, КИД называет себя «Исламским Эмиратом Афганистана – Катибат Имам аль Бухари» и использует ту же символику.
Это можно объяснить тем, что у центральноазиатских джихадистских группировок, так же как и у талибов, общая цель – создание исламских режимов в Афганистане и странах ЦА, основанных на законах шариата. Боевики, получившие боевой опыт, в том числе ведения партизанской войны, могут быть переброшены в ЦА для дестабилизации внутриполитической ситуации. Учитывая ухудшение там социально-экономического климата и обострение борьбы за власть и ресурсы между кланами и группировками, они получат помощь со стороны радикальных исламистов, находящихся сейчас в подполье.
Наверняка в странах ЦА учитывают серьезность ситуации, которая может сложиться на границе с Афганистаном после вывода оттуда американских войск. Если талибы возьмут под свой единоличный контроль Кабул, то главным вызовом для всех пяти стран региона вполне могут стать центральноазиатские джихадистские группировки, не отказавшиеся от идеи создания исламского эмирата в Ферганской долине.
комментарии(0)