В ближайшие несколько лет ожидается спад спроса на зарубежное образование и обострение конкуренции между университетами за иностранных студентов. Фото Reuters
Современный мир характеризуется значительными глобальными изменениями, цифровизацей образования, увеличением роли интернета и социальных сетей в качестве средства международной коммуникации. В сложившихся условиях сложно переоценить роль университетских сайтов и аккаунтов в социальных сетях. Они становятся одним из важнейших каналов экспорта услуг на международные образовательные и научные рынки, одним из ключевых инструментов международного маркетинга.
Российский совет по международным делам (РСМД) выпустил пятый доклад, посвященный вопросам электронной интернационализации российских вузов. На основе авторской методики эксперты РСМД провели анализ англоязычных ресурсов 67 российских вузов. Эксперты рассматривают контент университетского сайта с точки зрения содержательного наполнения. Англоязычные порталы взяты в качестве объекта анализа постольку, поскольку английский язык на данный момент – основное средство глобальной коммуникации. Даже успешное продвижение русскоязычных образовательных программ требует англоязычного маркетинга для успешной конкурентной борьбы.
В рамках исследования был обновлен «Индекс электронной интернационализации» российских вузов, проанализирована динамика развития интернет-ресурсов российских университетов, в том числе в сравнении с ведущими зарубежными вузами. Отдельно предложены рекомендации по развитию англоязычных порталов и англоязычных аккаунтов в социальных сетях. Последние могут быть использованы российскими университетами для развития контента их англоязычных ресурсов и совершенствования международной деятельности в интернете.
НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) остается бесспорным лидером рейтинга и сохраняет значительный отрыв от остальных университетов. Второе и третье места сохраняют за собой Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) и Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) соответственно. Замыкают топ-5 Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) (поднялся в этом году на три позиции).
Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) вернулся в число лидеров. Также ряды группы пополнил Российский университет дружбы народов (РУДН) (шестое место в рейтинге).
Эксперты отмечают возросший уровень конкуренции внутри группы лидеров. По сравнению с предыдущими годами разрыв заметно сократился и составил в среднем два балла.
Большинство университетов продолжают активно развивать свои интернет-порталы. Из 67 анализируемых университетов 44 (65,7% от общего числа) улучшили свои показатели. Ряд университетов значительно повысили свои показатели, некоторые – более чем на 15 пунктов. Среди них Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (РНИМУ) и Санкт-Петербургский горный университет (СПГУ).
Тем не менее потенциал развития порталов большого количества университетов остается нереализованным. Всего 10,5% сайтов заполнены более чем на 67%.
Самые проблемные разделы для российских университетов, в том числе в сравнении с зарубежными конкурентами, – «Карьера», «Выпускники», «Библиотека». Российским вузам надо обратить пристальное внимание на их развитие. Вопрос трудоустройства является первостепенным для иностранных абитуриентов и студентов, желающих обучаться за рубежом. Слабая проработка раздела «Выпускники» означает, что российские университеты ограниченно используют такой важный ресурс, как выпускники университета. Последние могут стать одним из основных каналов распространения информации об университете, построения позитивной репутации, маркетинга образовательных программ.
Судя по состоянию англоязычных сайтов, отмечают эксперты РСМД, с заявленными в проектах «5–100» и «Экспорт образования» задачами справляются лишь 28% и 12,8% университетов – участников проектов соответственно. При этом Институт кинематографии имени С.А. Герасимова и Художественный институт имени В.И. Сурикова, которые включены в проект «Экспорт образования», до сих пор не обладают англоязычными порталами. В этих условиях перспективы выполнения ключевых целей проекта, включая повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг, представляются крайне неоднозначными.
В нынешнем году эксперты отказались от составления рейтинга англоязычных аккаунтов российских вузов в социальных сетях. Рейтинг 2019 года обнаружил глубокие проблемы в контентной политике университетов, в том числе в реализуемых SMM-стратегиях. В связи с этим авторы ограничились рекомендациями по работе с англоязычными аккаунтами университетов в соцсетях.
По мнению экспертов, необходимо тщательно выбирать площадку для ведения аккаунта, исходя из интересов целевых аудиторий. Обзор самых популярных социальных сетей, их возможностей и инструментов позволит вузу разработать эффективную маркетинговую стратегию и решить стоящие перед университетом задачи.
По экспертным прогнозам, в ближайшие несколько лет можно ожидать спад спроса на зарубежное образование и, следовательно, повышение уровня конкуренции между университетами за иностранных студентов. Перед всеми университетами, российскими в том числе, стоит задача пересмотра каналов продвижения программ обучения в зарубежном пространстве и рекрутинга зарубежных абитуриентов.
В новой ситуации, обусловленной пандемией COVID-19, традиционные инструменты продвижения вузов на международных образовательных рынках, а также привлечения иностранных студентов на обучение могут оказаться малоэффективными либо вовсе неприменимыми. Требуется серьезная работа со стороны российских университетов над совершенствованием своих англоязычных оналайн-ресурсов.
комментарии(0)