Фото Anthony Lanzilote/Bloomberg via Getty Images
Вступило в силу новое соглашение между США, Канадой, Мексикой – USMCA, которое приходит на смену североамериканскому соглашению о свободной торговле NAFTA, действовавшему с 1994 года. Пересмотр последнего начался еще в 2017-м по инициативе президента США Дональда Трампа, который называл NAFTA наихудшим из когда-либо заключенных торговых договоров.
Важность нового соглашения определяется тем, что, по оценкам экспертов, Североамериканская зона свободной торговли – одна из самых крупных и успешно функционирующих интеграционных группировок современного мира. USMCA пересматривает правила доступа участников на внутренние рынки друг друга, тарифы и ряд норм трудового законодательства. Интересно, что у участников нового соглашения нет для него единого названия. Искать договор следует по трем аббревиатурам соответственно: USMCA в США (United States-Mexico-Canada Agreement), CUSMA в Канаде (Canada-United States-Mexico Agreement), T-MEC в Мексике (Tratado entre los Estados Unidos Mexicanos, los Estados Unidos de América y Canadá).
Примечательно также, что соглашение вступает с силу в период коронакризиса, то есть в экономических условиях, значительно отличающихся от тех, в которых оно согласовывалось в период с 2017 по 2019 год. Реакция на начало его действия со стороны правящих кругов и представителей бизнеса разнится.
Так, представители молочной индустрии Канады настоятельно просили правительство содействовать более позднему сроку начала действия соглашения, подчеркивая, что июльский старт приведет к потере 100 млн долл. Важно отметить, что при согласовании нового соглашения частичное открытие регулируемого государством рынка молока, птицы и яиц для импорта из США было серьезной уступкой с канадской стороны. США договорились об открытии канадского внутреннего рынка для своей продукции на 3,59%.
C просьбами к своим правительствам отложить срок вступления соглашения в силу обращались ассоциации автоиндустрии США, Канады и Мексики, объясняя тем, что им необходимо больше времени для адаптации бизнеса к новым условиям после пандемии. В соответствии с USMCA автомобилестроение ожидают значительные перемены. Теперь автомобили и комплектующие к ним на 75% должны производиться в странах – участницах соглашения (против 62,5% по условиям NAFTA). На 40–45% они должны быть результатом труда рабочих с уровнем зарплаты не менее 16 долл. в час, что будет лимитировать перенос производства из США и Канады в Мексику. Используемая при производстве автомобилей сталь должна быть выплавлена и разлита в Северной Америке и составлять 70%; через 10 лет это требование распространится на алюминий.
Изменения также затронут сферу экологических стандартов, интеллектуальной собственности, цифровой торговли. Соглашение подписано сроком на 16 лет.
Лидеры стран-подписантов приняли решение не переносить согласованную ранее дату начала действия соглашения – 1 июля. Вступление в силу расценивается как окончание периода неопределенности. Для Канады и Мексики соглашение означает подтверждение со стороны США курса на углубление экономической интеграции в регионе.
Хотя на финальном этапе не обошлось без сюрпризов со стороны администрации Трампа. США вновь рассматривают возможность ввести пошлины в размере 10% на импорт алюминия из Канады, если последняя не ограничит экспорт данной продукции. В 2018 году США уже вводили таможенные пошлины на импорт стали и алюминия из стран Евросоюза, Канады и Мексики. В 2019-м Канаде и Мексике удалось договориться с США об отмене пошлин, что существенно ускорило процесс согласования нового соглашения.
Трамп пытается ввести новые ограничения, несмотря на то что для него важен успешный запуск USMCA и по политическим причинам. Для него пересмотренное соглашение NAFTA – важная составляющая портфолио накануне ноябрьских выборов. Вступление USMCA в силу означает выполнение предвыборного обещания 2016 года о создании новых рабочих мест в промышленности и защите конкурентных преимуществ Америки. К тому же ратификация данного договора со стороны США – результат компромисса между Республиканской и Демократической партиями. Последняя долгое время блокировала данное соглашение. Кроме того, имея в своем арсенале USMCA, США рассчитывают, что Канада и Мексика займут их сторону в торговом противостоянии с Китаем. Так, в USMCA есть пункт, ограничивающий возможность для Канады и Мексики в подписании соглашений о свободной торговли со странами с «нерыночной» экономикой, в число которых входит Китай.
Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор ожидает, что новое соглашение позволит Мексике поправить экономическое положение, которое ухудшилось в результате коронакризиса, хотя эксперты подчеркивают, что в сложившейся экономической ситуации только USMCA будет недостаточно. Один из возможных результатов соглашения для Мексики в текущих условиях – перевод многими корпорациями, поставляющими продукцию в США, своих мощностей с территории Китая в Мексику.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо накануне вступления USMCA в силу подчеркнул, что это «хорошее» соглашение для Канады, так как оно обеспечивает канадцам доступ на другие крупнейшие рынки на «привилегированных условиях» во времена протекционизма и неопределенности.
Таким образом, пандемия COVID-19 не заставила государства Северной Америки отказаться от ранее намеченных планов. Будет ли принятие нового соглашения способствовать более быстрому восстановлению экономик стран региона после спада на фоне пандемии коронавируса, остается дискуссионным вопросом.
комментарии(0)