0
6174
Газета Я так вижу Печатная версия

01.07.2020 19:03:00

Экзамен на аттестат зрелости для Минпросвещения

Управленческий кризис изрядно потрепал нервы простым учителям

Артем Соловейчик

Об авторе: Артем Симонович Соловейчик – лидер движения «Школа – наше дело», член исполкома партии «Новые люди», главный редактор ИД «Первое сентября».

Тэги: управленческий кризис, минпросвещения, образование, дистанционное обучение, пандемия, коронавирус


управленческий кризис, минпросвещения, образование, дистанционное обучение, пандемия, коронавирус Многие выпускники этого года прошли через странную процедуру: в торжественной обстановке им выдали аттестаты, потом по-тихому забрали, потом так же по-тихому выдали новые. Фото РИА Новости

С конца марта выпускники 9-х и 11-х классов, родители, школы, вузы прожили в состоянии тревоги из-за полной неизвестности по поводу возможных изменений в процедурах аттестации и изменениях в правилах поступления в колледжи и вузы. Нервозности добавлял и вопрос с отсрочкой от армии для выпускников-абитуриентов.

Все это время образовательный эфир был наполнен слухами разной степени достоверности, из которых складывалось впечатление, что не так давно разделенные министерства образования и просвещения не могут договориться об обстоятельствах перехода выпускников к следующему уровню образования.

21 мая президент страны обнародовал новые правила завершения учебы в школах и поступления в колледжи и вузы. Показалось, что все встало на свои места. Президент сказал, что ОГЭ отменяется, а ЕГЭ стартует 29 июня и только для тех, кто поступает в вузы. И что аттестаты в этом году нужно выдать всем выпускникам до 15 июня, не дожидаясь результатов ЕГЭ.

И как-то все успокоилось. Дети, родители, учителя, школы и вузы не спросили с ведомства, почему всех нас так долго держали в состоянии стресса, кто виноват в том, что в период пандемии участники образовательного процесса оказались один на один с нежизнеспособной формой дистанционки.

Мы не задали вопросы ни в апреле, ни в мае, ни в июне. Мы не сдали тест на аттестат зрелости. Мы не потребовали ответить за явный тренд на архаику в действиях ведомства в последние годы. Мы не потребовали, чтобы здоровье и права детей имели абсолютный приоритет при выработке управленческих решений. Нам показалось, что случившееся можно списать на пандемию. Мы не увидели в происшедшем признаков кризиса управления. Мы опять выбрали инфантильную установку: мол, государство лучше нас знает, что и как нужно делать.

27 мая 2020 года появились проекты приказов Министерства просвещения, согласно которым в этом году оценки в аттестат ставятся как среднее арифметическое между промежуточной аттестацией и годовыми оценками. И министр просвещения Сергей Кравцов публично повторил за президентом – до 15 июня все выпускники получат аттестаты.

Чтобы уложиться в названный срок, учителя (а кто же еще) в тысячах российских школ посчитали средние баллы, подготовили аттестаты, и школы при всей сложности пандемических условий торжественно вручили аттестаты выпускникам. И тут система пошла вразнос.

Упомянутый приказ в кабмине оказался подписанным только 10 июня, 11 июня обнародован. 12 июня – праздник и долгие выходные в связи с празднованием Дня России, сразу после которых наступал указанный и президентом, и министром заветный понедельник, 15 июня.

Когда дым от похожей на взрыв информации о критически позднем подписании приказа о выдачи аттестатов без учета результатов ЕГЭ и внесении соответствующих поправок в законодательство развеялся, стало ясно, что выпускники, уже получившие аттестаты к 12 июня во исполнение указания президента, должны эти аттестаты вернуть. Потому что оказалось, что аттестаты, выданные до подписания соответствующего министерского приказа, не могут считаться действительными. «Досрочно» выдать школьникам аттестаты успели не только в отдельных школах, включая столичные, но и в регионах.

Для наших педагогов нет ничего невозможного. Многие школы были вынуждены броситься исправлять не ими допущенную ошибку: забирать уже выданные аттестаты у выпускников, закупать в срочн ом порядке новые бланки и заполнять их с указанием «правильной» даты.

Эти самые выходные с 12 по 14 июня учителя и директора школ всей страны запомнят надолго. И те, кто «перевыпускал» аттестаты, и те, кто выпускал их в самый последний момент, чтобы уложиться в срок до 15 июня.

Ну и что? Не впервые же. Да и дети пусть знают, что государство может выдать документ, потом забрать, а потом снова выдать.

Когда выяснилась эта чудовищная ошибка, точнее сбой в системе управления, реакция была, по сути, – сами виноваты. Отбирайте аттестаты у выпускников – и переделывайте на новые. И только адекватные действия управленцев от образования на местах позволили вернуть эту абсурдную ситуацию в человеческое русло.

Я разговаривал с выпускниками, которым в торжественной обстановке выдали аттестаты, потом по-тихому забрали, потом так же по-тихому выдали новые. Отношение к «новому» аттестату совсем неторжественное. Один из выпускников усмехнулся, что теперь на всю жизнь на фото с торжественного мероприятия он и его одноклассники запечатлены с фальшивыми аттестатами. Прозвучала фраза «Даже прикольно!».

Но это не конец истории. Реальность оказалась еще «прикольнее».

Под давлением возмущения со всех концов страны 18 июня Министерство просвещения сообщило о том, что школьные аттестаты, выданные до вступления в силу приказа Минпросвещения России «Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании в 2020 году», признать все же действительными.

Днем ранее проект приказа был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. «Установить, что аттестаты об основном общем и среднем общем образовании, заполненные в соответствии с особенностями заполнения и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании в 2020 году, утвержденными настоящим приказом, и выданные в 2020 году до дня вступления в силу настоящего приказа, являются действительными», – отмечается в проекте.

Что ж, самое время проявить великодушие и совершить подвиг. Только за чей счет?

Все происшедшее типично для бюрократии. Нужны новые люди в управлении образованием, для которых перекладывать свои промахи на детей, учителей, родителей невозможно ни при каких обстоятельствах. Цена такой ошибки – отставка. Если не отставка, то самоотвод. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1913
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3273
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6729
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
11768

Другие новости