0
4578
Газета Я так вижу Печатная версия

03.06.2020 18:56:00

Зачем нас хотят поместить в Сеть

Надо ожидать появления гуру-учителей и обычных тьюторов, обслуживающих просмотр цифрового контента

Екатерина Еланская

Об авторе: Екатерина Юрьевна Еланская – независимый журналист, мама троих детей.

Тэги: школа, цифровизация, дистанционное обучение, качество, учитель, аттестация, пандемия, коронавирус

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

113-8-2350.jpg
Сама идея о тотальной цифровизации
в школах начала обсуждаться на серьезном
уровне в 2016 году.  Фото агентства «Москва»
Недавно и глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов, и министр науки и высшего образования Валерий Фальков в очередной раз напомнили, что дистанционное образование ни в коем случае не призвано заменить традиционное образование. Так хочется верить, но не верится.

Дистанционное обучение так резко ворвалось в нашу жизнь, что мы еще не вполне осознали, что это было и что еще будет впереди. Всего за 2–3 недели Минпросвещения РФ удалось перевести тысячи школ в онлайн. И впору бы восхититься умением чиновников от образования так быстро перестроиться. Но на самом деле все обстоит гораздо проще.

Сама идея о подобном формате обучения зародилась не сегодня. В октябре 2016 года правительство утвердило проект СЦОС («Современная цифровая образовательная среда»). И это проливает свет на то, откуда у школ образовательная программа, которая была дана школьникам в последней четверти этого учебного года. Она попросту уже была готова. По крайней мере имелась основа, которую оперативно доработали.

По задумке властей работа над проектом СЦОС должна была закончиться к концу 2025 года, и с этого самого момента все школьное обучение предполагалось отправить в онлайн-плавание. Но все, как мы понимаем, случилось раньше срока.

Вспомним заявления, раздававшиеся на презентации проекта «Цифровая школа» в 2018 году. «Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность нашим школьникам свободно и в тоже время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве», – говорили тогда. Обещали, что благодаря проекту появится больше возможностей у родителей изучать интересы и способности своего ребенка. У педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества образовательных программ.

Нам обещали, что «Цифровая школа» обеспечит повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой. Это, в свою очередь, позволит максимально эффективно использовать возможности еще одного масштабного ресурса – «Российской электронной школы» (РЭШ), в которой заключен значительный объем онлайн-материалов для учащихся и учителей.

Для того чтобы узнать, что с современными учителями не так, для них разработали ЕФОМ («Единые федеральные оценочные материалы»). По сути, это аналог ученического ЕГЭ, только для преподавателей. Но это еще не все. Учителям предложили усовершенствованную форму аттестации, которую назвали НСУР («Национальная система учительского роста»). И это все опять-таки сделает нашу систему образования лучше и совершеннее.

Аттестации учителей уже прошли в некоторых пилотных регионах страны. Шуму было много. И не только от падения самооценки некоторых специалистов. Руководители школ и министерств остались недовольны результатами аттестации. Многие учителя просто не справились с проверкой. А общество так вообще задумалось: неужели российские учителя настолько плохи и необразованны, что им следует обучиться самим, прежде чем учить наших детей?

Так, может, цель всех этих проверок совсем в другом? И учительские экзамены имеют лишь одну цель: подавить учительское сообщество, чтобы было проще перевести обучение полностью в онлайн-режим? И тогда все просто: записываются уроки гуру-учителей. И пожалуйста – смотрите их, проверенных, лучших. Это же гарантированное качество обучения.

А остальные учителя переводятся в штат тьюторов, обслуживающих просмотр контента. Или вообще уходят из школы. Зачем они? И зарплаты их сократить можно. Экономия и выгода. Кстати, под такой формат обучения много специалистов и не требуется.

Когда уволили почти 40% медицинских работников, тоже думали, что это балласт. Сейчас оказалось – нет, вовсе не балласт. Хочется верить, что в случае с образованием провалов не случится и все будут жить счастливо. Но все-таки почему такая пляска вокруг дистанционки?

Я понимаю, что РЭШ для самих образовательных ведомств очень удобна. Это же 100-процентное обеспечение равных возможностей для всех детей страны. Садятся все перед монитором и получают одинаковые знания. При таком подходе, кстати, ответственность за образование ложится на плечи родителей и самих учеников. А учителя останутся как бы ни при чем. Ведь у всех будут равные возможности.

Все-таки очень интересно – что нас ждет? А больше всего интересно, что ждет наших детей и внуков. Дополнительные возможности и неограниченные ресурсы в образовании или программа обучения, которая делает из тебя не образованного человека, а автомат по выдаче правильных ответов на заключительной аттестации? 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2549
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
4706
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
13108
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
10983

Другие новости